АВТО
В субботу было официально объявлено о том, о чем "СЭ" сообщил еще в минувший четверг: россиянин Евгений Новиков заключил контракт с британской командой M-Sport и в сезоне-2013 будет одним из главных героев мирового ралли .
ДЕБЮТ НОВИКОВА В ЭЛИТЕ - УЖЕ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ В МОНТЕ-КАРЛО
Ралли - это не "Формула-1", где ты либо в обойме и на виду (при наличии контракта с одной из команд), либо за бортом. В раллийном чемпионате мира многие пилоты выступают годами и остаются при этом в тени. Потому что поначалу ездят на машинах младших классов, а когда дорастают до самых продвинутых автомобилей категории WRC, стартуют только в отдельных гонках - и только в роли так называемых клиентов. То есть, оплачивая свои выступления из собственного кармана и имея менее совершенные машины, чем у главных героев турнира, - пилотов заводских команд.
Отсюда парадокс. С одной стороны, Новиков дебютировал в чемпионате мира в далеком 2007 году и проехал с тех пор почти полсотни гонок. С другой - историки ралли обычно оставляют за скобками "клиентские" сезоны. И отсчет карьеры 22-летнего москвича они наверняка будут вести с того дня, когда британский коллектив M-Sport официально объявил о заключении контракта с Новиковым. Россиянин в составе заводской команды - еще пару лет назад это казалось фантастикой. Новиков тогда крушил машину за машиной, а других наших пилотов с полноценной программой выступлений в WRC не было. Да и сейчас не предвидится.
Люди дотошные тут же скажут, что официально M-Sport уже не является заводской командой марки "Форд", какой она была на протяжении 15 лет. Но, во-первых, и раньше боевые машины строились (а частично и разрабатывались) на британской базе M-Sport с широким привлечением независимых от автопроизводителя специализированных фирм. Во-вторых, "Форд" не будет финансировать команду в новом сезоне, но на его деньги - и деньги приличные - для этого сезона уже создана машина. В-третьих, "Форд" продолжит оказывать команде техническую поддержку. Так что на деле M-Sport остается заводским коллективом. И его пилоты наверняка смогут бороться за победу в гонках чемпионата мира-2013. Напомним, что в прошлом сезоне лидер команды Яри-Матти Латвала выиграл этапы в Швеции и Великобритании.
Особенно въедливые болельщики также отметят, что в "настоящих" заводских командах - "Ситроене" и "Фольксвагене" - пилоты получают зарплату, а M-Sport в связи с уходом "Форда" не гнушается, наоборот, требовать деньги со своих гонщиков. Не зря же британцы взяли в основной состав сразу двух молодых и отнюдь не бедных (минувший сезон обошелся Новикову и его новому партнеру Мадсу Остбергу в несколько миллионов евро с носа) пилотов. А контракт с экс-чемпионом мира и победителем 13 ралли Петтером Сольбергом продлевать не стали - хотя тот был согласен выступать бесплатно. Но на самом деле точных сведений о том, что спонсоры Остберга и Новикова действительно будут платить деньги команде, нет - одни домыслы и предположения. А даже если и будут платить, это не меняет главного: впервые в распоряжении россиянина будет полноценный заводской автомобиль. Плюс Новиков станет регулярно работать на тестах - еще одно важное различие между заводскими пилотами и "клиентами". Для последних тренировки - слишком дорогое удовольствие, и гонки им приходится ехать "с чистого листа". В то время как заводские гонщики успевают и привыкнуть к местным дорогам, и заранее настроить автомобили.
Есть еще один - пожалуй, самый важный - нюанс. Те, кто следит за карьерой Виталия Петрова, легко вспомнят, что едва был получен утвердительный ответ на вопрос "найдется ли для Петрова место в "Формуле-1"?", сразу же начались (и продолжаются с тех пор все три года) спекуляции вокруг другого вопроса: "Сохранит ли Петров свое место в "Больших призах"?" Причем необходимость платить за это место все это время оставалась чем-то само собой разумеющимся. Позиции Новикова с этой точки зрения выглядят куда прочнее. Хотя возможность помочь команде финансово могла сыграть свою роль, в конце 2012 года россиянин и сам по себе выглядел весьма сильным пилотом. По ходу завершившегося сезона он продемонстрировал как скорость, так и рассудительность. Гонки в Португалии и Италии Новиков закончил на подиуме, в сложных погодных условиях удержавшись на трассе, с которой один за другим вылетали заводские пилоты - включая 9-кратного чемпиона мира Себастьяна Лёба. И не надо забывать, что москвичу всего 22. Для сравнения: тот же Лёб впервые сел за руль автомобиля категории WRC только в 26 лет. И если Новиков продолжит прогрессировать такими же темпами, для подписания следующего контракта спонсорские деньги ему уже не понадобятся. Тем более что скорый приход в ралли заводской команды корейской марки "Хендэ" должен увеличить количество вакансий и спрос на услуги быстрых пилотов.
Первую гонку в роли заводского пилота Евгений Новиков проведет уже через месяц: в третьи выходные января чемпионат мира 2013 года откроет легендарное "Ралли Монте-Карло".
Кирилл КАЧНОВ