РАЛЛИ
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Будущее Виталия Петрова в "Формуле-1" пока под вопросом. А вот в числе главных героев стартующего завтра чемпионата мира по ралли точно будет россиянин. Как уже сообщал "СЭ", 22-летний москвич Евгений Новиков начинает новый сезон в составе одной из сильнейших команд.
ПЕРВЫЙ СЕЗОН НОВИКОВА В ЭЛИТЕ: БОРЬБА ЗА ТРОН ИЛИ СТОЛКНОВЕНИЯ С КЕНГУРУ?
Если положить на стол образцы асфальта с трех автодромов - к примеру, австралийского "Альберт-Парка", немецкого "Хоккенхайм-ринга" и британского Сильверстоуна, - даже поклонник "Формулы-1" с 20-летним стажем не сможет определить, откуда родом тот или иной фрагмент. Чемпионат мира по ралли - другое дело. Обледеневшие дороги и снежные брустверы "Ралли Швеции" не перепутать с размокшими от дождей лесными грунтовками "Ралли Великобритании", а ровный асфальт "Ралли Испании" - с крупнокалиберным гравием "Ралли Австралии". Здесь, если хочешь замахнуться на чемпионский титул, ты должен одинаково уверенно чувствовать себя при 40-градусной жаре на греческом "Ралли Акрополис" и в разреженном воздухе гор Сьерра-Мадре, где пролегает маршрут "Ралли Мексика".
Причем быстро ехать надо, что называется, с листа. Если пилоты "Формулы-1" до гонки два дня наматывают круги по трассе, то раллисты в процессе ознакомления с маршрутом проезжают его всего дважды, причем на обычных машинах и на "гражданских" скоростях. Плюс цена ошибки здесь гораздо выше, чем на изолированном от окружающего мира автодроме. Петтер Сольберг на прошлогоднем "Ралли Франции" слетел с дороги, проехал сквозь виноградник и сбил столб линии электропередач, оставив без света четыре деревни. Надо ли говорить, что Ford Fiesta норвежца при этом потерял и товарный вид, и способность передвигаться самостоятельно. В ралли соавторами побед и поражений запросто могут стать зрители и даже животные. Многократный чемпион мира Себастьян Лоеб как-то раз не смог разъехаться с болельщиками на узкой дороге, того же Сольберга несколько лет назад выбил из борьбы... кенгуру.
Раллийные машины - это не болиды "Формулы-1", у которых больше общего с самолетом, чем с обычным автомобилем. Конечно, боевой Ford Fiesta Евгения Новикова серьезно отличается от недорогой малолитражки, продающейся в автосалонах. Но кузов и блок цилиндров (чугунная или алюминиевая отливка, вокруг которой собирается мотор) у этих машин одинаковые. Неудивительно, что главные роли в мировом ралли играют заводские команды, нанимающие лучших пилотов на приличные зарплаты и предоставляющие им самые совершенные и быстрые машины. Работают "на подпевках" и ждут ошибок лидеров так называемые клиенты - пилоты, которые сами платят командам за аренду автомобиля и его обслуживание. Причем сколько бы "клиент" ни заплатил, его машина все равно будет уступать в скорости заводскому автомобилю.
Переход из одной категории в другую - самое важное событие в карьере молодого пилота. Ведь именно оно дает возможность бороться за победы в гонках, а то и во всем чемпионате. Новикову первым из россиян удалось преодолеть этот барьер - после того, как в сезоне-2012 он стал первым нашим гонщиком в истории, сумевшим попасть в первую тройку на этапе чемпионата мира. Причем Новиков сделал это в сверхтяжелых условиях, когда свои машины распихали по кюветам лучшие пилоты, включая самого непобедимого Лоеба!
В минувшем году россиянин продемонстрировал не только талант, мастерство, но и такую важную в ралли вещь, как рассудительность. В первые дни этапов он обычно держался в тени и избегал излишнего риска, зато потом методично улучшал свою позицию, постепенно прибавляя и пользуясь ошибками соперников. Незамеченными подвиги Новикова, занявшего по итогам чемпионата шестое место, не остались. Теперь он - один из пилотов основного состава британской M-Sport, которая вплоть до прошлого года официально была заводской командой марки "Форд", а на деле и сейчас ею остается. M-Sport сама строит боевые автомобили, бесплатно пользуется при их разработке услугами фордовских лабораторий и по заказу "Форда" готовит раллийные машины менее престижных категорий.
Попасть в число заводских пилотов в столь юном возрасте, как Новиков, - это большая удача и шанс сделать выдающуюся карьеру. И вопрос, насколько россиянин сумеет этим шансом воспользоваться, интересен вдвойне. Потому что Лоеб, за рулем "Ситроен" выигравший все девять последних чемпионатов, бороться за десятый титул пока не собирается: в сезоне-2013 он примет участие только в нескольких гонках. Иными словами, трон становится вакантным именно в тот момент, когда в число претендентов на него впервые попал представитель России.
Впрочем, не только он один. Если бы не Лоеб, финны Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала или испанец Дани Сордо, которым приходилось не столько бороться с французским Наполеоном ралли, сколько исполнять роль его свиты, уже наверняка выиграли бы по паре чемпионатов. И легко представить, что каждый из этих "изголодавшихся" сейчас просто приплясывает от нетерпения, мечтая вписать наконец свое имя в историю.
Теоретически заводская команда "Ситроен" остается фаворитом и без Лоеба. Citroen DS3 выглядит чуть ли не идеальной машиной. К примеру, чтобы выжать максимум из Ford Fiesta надо было мчать чуть ли не на ушах, постоянно ставя машину боком, пуская ее в глубокие заносы и тем самым лишний раз рискуя напороться на какой-нибудь шальной камень, валяющийся за пределами идеальной траектории. DS3 же позволяет ехать быстро без лишнего риска, да вдобавок еще этот автомобиль более надежен. Лоеб не раз продолжал движение, ударившись о камни, после контакта с которыми у "Фордов" отлетали колеса. Но насколько пилоты французской команды будут соответствовать своему великолепному автомобилю? Ведь и Хирвонен, и Сордо в роли партнеров Лоеба смотрелись весьма бледно: в составе "Ситроена" они выиграли одну-единственную гонку на двоих против 41 победы у легендарного француза.
Кто будет главным соперником "Ситроена" в чемпионате-2013 - большой вопрос. С одной стороны, последние несколько лет в этой роли выступала именно M-Sport. Но приблизиться к команде-лидеру вплотную "Форду" все-таки не удавалось. А теперь руководство еще и заменило двух опытных пилотов на двух молодых. Конечно, талант норвежца Мадса Остберга (в чемпионате-2012 он даже выиграл одну из гонок) и Новикова очевиден, но теперь на кону стоит гораздо больше. Когда они были "клиентами", любой их успех вызывал восторг, а ошибки или невысокий темп всегда можно было списать на молодость или несовершенную машину. Сейчас для обоих ситуация изменилась кардинально: либо подтверждай, что M-Sport не зря подписала с тобой контракт, своими результатами - либо освобождай место для другого талантливого юниора. Устоят ли норвежец и россиянин под таким давлением? Смогут ли они ехать в одном темпе с соперниками, не рискуя чрезмерно и не попадая в аварии? На эти вопросы ответят только гонки стартующего сезона.
Кроме того, в ЧМ-2013 на арену мирового ралли выходит суперамбициозный дебютант - заводская команда марки "Фольксваген". Бюджет у проекта, говорят, такой, что никому из конкурентов и не снилось. Размаху прошлогодней тестовой программы позавидовали бы и "Ситроен", и "Форд", из которых немцы, кстати, оперативно сманили несколько высокопоставленных менеджеров, талантливых инженеров, да и пилотов тоже. Яри-Матти Латвала несколько лет выступал за "Форд", а француз Себастьян Ожье пилотировал "Ситроен" и даже считался вероятным преемником своего титулованного тезки Лоеба. Именно Ожье - чуть ли не единственный пилот, которому удалось не потеряться в тени 9-кратного чемпиона мира. Свой единственный сезон в основном составе "Ситроена" он провел ярко и достойно: одержал пять побед и не побоялся вызвать недовольство Лоеба, отказавшись играть роль второго номера и уступать партнеру дорогу за прошлые заслуги. А ведь риск был велик. Лоеб настолько влиятелен, что к директорам "Ситроена" входит без стука. А расхождение во взглядах между ним и руководителем команды, как правило, приводит к отставке последнего. Одним словом, смелости Ожье не занимать. Но не подведет ли француза автомобиль? Новая техника нередко хороша на тестах, но потом, в боевых условиях, либо начинает "сыпаться", либо оказывается чересчур медленной...
Как видите, перед стартом нового чемпионата вопросов очень много. Но это-то и хорошо. Похоже, болельщикам по ходу сезона гарантирована славная битва, время от времени переходящая в настоящую драку. И в число этих болельщиков теперь, надеюсь, массово войдут наши, российские.
Кирилл КАЧНОВ
КАЛЕНДАРЬ ЧЕМПИОНАТА
№ | Этап | Регион | Базовый город | Покрытие |
1 | Ралли Монте-Карло | Французские Альпы | Валанс/Монако | Асфальт/лед |
2 | Ралли Швеции | Губерния Вермланд | Карлстад | Лед |
3 | Ралли Мексики | Штат Гуанахуато | Леон | Гравий |
4 | Ралли Португалии | Регион Алгарве | Фаро | Гравий |
5 | Ралли Аргентины | Провинция Кордоба | Вилла Карлос Паз | Гравий |
6 | Ралли Греции | Полуостров Пелопоннес | Лутраки | Гравий |
7 | Ралли Италии | Остров Сардиния | Ольбия | Гравий |
8 | Ралли Финляндии | Центральная Финлядния | Ювяскюля | Гравий |
9 | Ралли Германии | Район реки Мозель | Трир | Асфальт |
10 | Ралли Австралии | Штат Новый Южный Уэльс | Коффс-Харбор | Гравий |
11 | Ралли Франции | Эльзас | Страсбург | Асфальт |
12 | Ралли Испании | Каталония | Салоу | Асфальт |
13 | Ралли Великобритании | Уэльс | Кардифф | Гравий |