Газета Спорт-Экспресс № 92 (6156) от 27 апреля 2013 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 апреля 2013 | Хроника

ХРОНИКА

ЕСТЬ ТЕМА

ЧТО ТАКОЕ ЛЕГЕНДА

Слава МАЛАМУД

из Вашингтона

Видимо, России с Америкой в чем-то суждено шагать нога в ногу. Вот, пожалуйста: в России только что вышел на экраны фильм "Легенда № 17" о Валерии Харламове. А в Америке, как по заказу, в это же время выпустили свою киноленту о великом спортсмене - и тоже с числительным в названии. Называется она "42" и повествует о героической без преувеличений жизни бейсболиста Джекки Робинсона, который этот номер носил. На афишах, кстати, написано: "История американской легенды". Больше ничего общего у двух фильмов нет. Но о том, что значит быть спортивной легендой в России и Америке, эти две захватывающие и трагические истории говорят многое.

Харламов - абсолютная суперзвезда отечественного спорта. Поспорить с ним за титул главной советско-российской спортивной легенды могут многие, но превзойти (во всяком случае, намного) вряд ли кому-либо по силам. У Харламова все сошлось идеально: и талант, и любимый в народе вид спорта, и человеческое обаяние. Не говоря уже о трагедии, которая навеки оставила его для нас молодым и не запятнанным послеспортивной карьерой.

Но многие ли россияне, обожающие Харламова, знают, сколько шайб он забил в чемпионатах СССР? На каком месте находится в списке лучших советских бомбардиров? И кому принадлежит рекорд? Подозреваю, что немногие. Так ведь любят-то Харламова не за это, правда? Не за голы "Крылышкам" и горьковским торпедовцам, не за статистические достижения. А за Олимпиады, чемпионаты мира и суперсерию-72. В общем, за то, за что в России традиционно любят спорт: за победы на международной арене и прославление отчизны.

Робинсон стал звездой не поэтому. Он мало кому известен за пределами США и хотя игроком был блестящим, его статус в бейсболе пониже, чем у Харламова в хоккее. Робинсон - легендарная фигура, потому что он стал первым чернокожим игроком в истории Главных лиг. До него бейсбол был стопроцентно бледнолицым. Во многом благодаря ему в Штатах начались очень важные социальные перемены, и именно поэтому номер "42" сейчас не носит ни один игрок Главных лиг.

Такая же честь оказана и Уэйну Гретцки, пусть он не имеет ни одной олимпийской медали, а матушку-Канаду прославил только раз - на ее же имени Кубке в 1987-м. И Мохаммеда Али американцы любят не за золото Рима, а за дерзость, красноречие и эпохальные битвы с Листоном, Фрейзером и Формэном. И Майклу Джордану его "Команду-мечту" припомнят делом двенадцатым - после полетов в НБА, победного броска в студентах и множества рекламных роликов, сделавших его звездой телевидения и бизнеса. Главную звезду бейсбола Бэйба Рута любили за то, что он был бабником, обжорой, пьяницей и гением, способным с бодуна и с сосиской в зубах без видимых усилий зафигачить мяч в соседний штат. Про звезд американского футбола и говорить не стану: их имена вам все равно неизвестны, что только доказывает, как глубоко наплевать американцам на "международную арену".

В списках главных американских спортивных легенд найдутся и великие олимпийцы - Джесси Оуэнс, Марк Спитц, Майкл Фелпс, Карл Льюис. Но не на первых местах. Их любили, им устраивали парады, они были легендами, но… Есть у Америки звезды поярче. Светящие только ей одной. И тот факт, что за границей они родину не прославили, их величия в ее глазах не умаляет. В Америке звездность складывается из тех же факторов, которые дали нам Харламова: талант, обаяние и значимость вида спорта. Но лучше, если эта звезда - "для своих".

Вот стал в Америке настоящей суперзвездой Александр Овечкин, путь он и подчеркнуто русский практически во всем. У него для этого есть все. Во-первых, несомненная профпригодность, которую американцы в два счета проверят какой хотите статистикой. Без 60-голевых сезонов, индивидуальных призов, гола на спине и покера со сломанным носом Овечкину такого статуса было бы не видать.

Во-вторых, сила личного обаяния. Спорт в Америке - не только всенародная и очень давняя любовь, но и огромнейший медиа-бизнес. В те годы, когда у нас на родине журналисты еще робко выписывали, как "г-да изъ к-ды С-Петербурга часто били ногою въ голъ", в Америке спорту регулярно отдавались первые полосы газет. Теперь же звездность игрока и популярность вида спорта создает (и обрушивает) телевидение, и хорошо выглядеть на экране - штука важнейшая. Поэтому Овечкин, отлично умеющий подыграть камере, - суперзвезда, а не менее талантливый Евгений Малкин - не вполне. И уж на что велик Павел Дацюк и как любят его фанаты, "лицом лиги" он не станет никогда. Ну не для этой цели создавалось лицо Павла, что тут попишешь.

А вот лицо Марии Шараповой для звездности подходит идеально. Да и таланта хватает, и вид спорта подходящий, и умение преподнести себя врожденное. Поэтому сибирская девочка, росшая во Флориде, была для Америки готовой суперзвездой еще на заре карьеры. Поняли это, наконец, и в России, вручив олимпийское знамя не привычному борцу-штангисту, а во всех отношениях правильной представительнице державы.

Можно сказать, стал для Америки суперзвездой и Федор Емельяненко, но это случай особый. Очень уж специфический у него вид спорта, с очень уж специфическим кругом болельщиков, и невероятная крутизна Федора превзошла те преграды, которые мог воздвигнуть на пути звездности его окладисто-посконный облик доброго деревенского кузнеца. Что вообще парадоксально, в пользу Емельяненко сыграло и то, что легенда его складывалась вдали от Америки, и он стал для янки мифическим воином из дальних стран, рассказы о подвигах которого передают из "ютуба" в "ютуб" кочевые гусляры. Ни в каком другом виде спорта, кроме мордобоя, такая суперзвезда появиться бы не смогла.

Понятен рецепт создания суперзвезды? Ничего сложного. Только вот главный ингредиент в нем - любовь к спорту. Просто из-за него самого, даже если нет там политической или патриотической составляющей. Без этого лучше создавать суперзвезд из ведущих ток-шоу и светских львиц.