ФОРМУЛА-1
Вчера прокуратура Мюнхена выдвинула в адрес 82-летнего генерального менеджера "Формулы-1" Берни Экклстоуна официальные обвинения в коррупции. Это может означать конец эпохи его властвования в "Больших призах".
ЭККЛСТОУНУ ПРИГРОЗИЛИ КОНЦОМ ЭПОХИ
Имя фактического владельца "Формулы-1" вот уже несколько лет напрямую связано с неприятным делом о коррупции и взяточничестве. Главным обвиняемым по нему был немецкий бизнесмен Герхард Грибковски, работавший в банковской группе BayernLB , что владела существенной частью активов "Формулы-1". Летом прошлого года Грибковски был признан виновным по всем выдвинутым против него искам и осужден на восемь с половиной лет лишения свободы. Экклстоун проходил по тому делу в качестве фигуранта. Ему было предъявлено обвинение в даче взятки Грибковски на сумму 44 миллиона долларов. Повод - инициировать продажу 48% акций "Ф-1" частному инвестиционному фонду CVC Capital Partners , который сейчас контролирует всю экономику "Формулы-1".
На предыдущем этапе слушаний Экклстоуну удалось убедить судей и прокуратуру в своей невиновности, заявив, что выплаченные суммы были результатом шантажа со стороны Грибковски. Однако мюнхенская прокуратура от разбирательства дела даже после вынесения приговора Грибковски не отказалась и, по сведениям газеты S ? ddeutsche Zeitung , выдвинула обвинения против Экклстоуна и уже готовит передачу материалов в суд. Ни сам Экклстоун, ни его адвокаты пока никак не комментируют это известие, однако глава менеджмента "Формулы-1" по-прежнему настаивает на своей невиновности.
Тут и кроется главная интрига. Представитель CVC , имя которого ни одно из ссылающихся на него британских финансовых изданий, в частности Financial Times и The Independent , не называет, заявил, что, если даже Экклстоуну и его юристам удастся заключить сделку с германским правосудием и обвинения против генерального промоутера "Формулы-1" выдвинуты не будут, это не гарантирует ему сохранения власти. CVC , несмотря ни на что, будет добиваться отставки 82-летнего англичанина.
Любопытная деталь: вся шумиха по делу Грибковски - Экклстоуна развязана главным образом в средствах массовой информации, связанных с "Королевскими гонками" лишь косвенно. Непосредственно в автомобильной мировой прессе и самой "Формуле-1" никаких волнений относительно возможной отставки могущественного Берни не наблюдается. Хотя любопытно было бы попробовать предсказать, как скажется уход Экклстоуна из "Больших призов", в чьей экономике лично на нем завязано очень многое.
Стоит, видимо, отметить сразу: шанс на то, что к концу года Берни уйдет в отставку, есть, но он крайне невелик. Власть и влияние этого человека таковы, что, образно выражаясь, "Формулу-1" он может покинуть только вперед ногами. Скорее оттуда вынесут его недоброжелателей.
Экклстоун, вставший у финансового кормила "Больших призов" в 1978 году и в буквальном смысле слова превративший автогонки в мощнейшую финансовую империю и сделавший на них собственное многомиллионное состояние, слишком умен, хитер и предусмотрителен, чтобы так просто сдать позиции.
Интересно мнение самого Берни о том, что произойдет, если его не будет в "Формуле-1". На вопрос, задумывался ли он о том, что станет с "Большими призами", скажем, через 10 лет, он ответил: "Нет. Я задумываюсь только о том, что с ними будет в следующем году. Любой, кто начнет рассказывать вам, что будет, например, через три года, просто шарлатан. Потому что в "Формуле-1" невозможно ничего предсказать заранее. Будь иначе, мы счастливо избежали бы той кучи проблем, которая есть у нас сейчас".
И уходить, несмотря на все эти проблемы и солидный возраст, Экклстоун никуда не собирается: "Я всегда хотел руководить этим бизнесом, и мне нравится то, чем я занят. Мне повезло, что я могу выбирать, и я выбрал. И поверьте, делаю это не ради денег. Я по жизни перфекционист, хочу, чтобы все всегда было сделано правильно: не важно, касается ли это приготовления яичницы или заключения многомиллионных контрактов. Если у меня нет ощущения, что я делаю что-то правильно, то не делаю этого вообще".
Насчет же своего возможного преемника он высказался так: "Кто им может быть? Понятия не имею! Видимо, стоит поискать кандидата среди таких же, как я, - опытных бывших автомобильных дилеров".
Вопрос с преемником, пожалуй, самый интересный. Британская деловая пресса уже давно определила главного кандидата. Им стал 51-летний Джастин Кинг, глава третьей по масштабности и финансовому влиянию сети супер- и гипермаркетов Великобритании Sainsbury ' s . Сеть эта, к слову, недавно оказалась вовлечена в историю с обнаружением в составе многих продуктов конины. Скандал вышел настолько громким, что в разбирательство вынужден был вмешаться кабинет министров Британии, и в Уайтхолле разгорелась настоящая война политиков и бизнесменов от торговли.
Кинг является большим поклонником автогонок и щедро финансирует карьеру своего 19-летнего сына Джордана, выступающего в европейском чемпионате Formula 3 за команду Carlin и считающегося одним из самых талантливых в своем поколении. Также Кинг входил в состав оргкомитета Олимпиады в Лондоне. Однако от слухов, что он может стать преемником Берни, сам Кинг всячески открещивается: "Я ничего не слышал о том, что в "Формуле-1" открылась такая вакансия".
Однако если подобное все же случится и во главе "Формулы-1" окажется не человек по фамилии Экклстоун, а бизнесмен по фамилии Кинг, думаю, это мало что изменит. Законы бизнеса везде одинаковы. И для того, чтобы успешно вести коммерцию, совсем необязательно разбираться в тонкостях автогонок. Вспомнить хотя бы Флавио Бриаторе, вставшего во главе "Бенеттона" сразу после того, как долгое время проработал ресторанным менеджером и в 80-х не раз становился объектом разного рода судебных преследований (даже приговаривался к тюремному заключению). Лучано Бенеттон, купив команду "Формулы-1", поставил у руля бывшего, как называли его за глаза, "сосисочника", который не постеснялся оскорбить автоспортивную общественность заявлением, что управлять командой "Формулы-1" не сложнее, чем торговать одеждой. И с блеском это доказал, приведя экс-"Тоулмен" в ливрее "Бенеттона" к двум подряд чемпионским титулам в 1994 и 1995 годах, а затем в 2005-м и 2006-м проделал то же самое, но уже под маркой "Рено". Так что "Формуле-1" не впервой оказываться во власти бывших торгашей.
Современные "Большие призы" превратились в настолько гигантский бизнес, что без боязни можно сказать: именно он управляет людьми, а не люди, даже самые могущественные, как Экклстоун, - им. Так что как бы ни менялась финансовая власть, с автогоночной точки зрения тут вряд ли что кардинально изменится, по крайней мере в обозримом будущем. Несмотря на то что "Формула-1" уже давно стала не столько спортом в чистом виде, сколько коллективным способом зарабатывания денег, живет она по спортивным законам, которых еще пока никто не отменял.
Да и во всех спекуляциях о том, что будет, если "Формула-1" останется без Экклстоуна, ключевым словом остается "если".
Ольга ЛИНДЕ