Газета Спорт-Экспресс № 102 (6166) от 17 мая 2013 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 мая 2013 | Экстремальные

ЭКСТРИМ

АЛЬПИНИЗМ

Известный российский альпинист Алексей Болотов погиб при восхождении на Эверест. На высоте 5500 метров над уровнем моря у него оборвалась страховочная веревка.

ПУСТЬ ГОРЫ БУДУТ ЕМУ ПУХОМ

В свои 50 лет Алексей 14 раз поднимался на "восьмитысячники" и по праву считался одним из сильнейших альпинистов страны. Третье восхождение на Эверест могло стать для него 15-м, но стало последним. Вместе с другим известным альпинистом, казахстанцем Денисом Урубко, Болотов планировал пройти по центру Юго-Западной стены Эвереста. Но осуществлению планов помешала трагическая случайность.

- В начале прохождения маршрута справа от ледопада оборвалась перильная веревка, - рассказал Денис Урубко. - Была старая, перетерлась. Алексей сорвался на ней.

Экспедиция стартовала 20 марта. Ее участники накануне говорили, что это лишь попытка восхождения - слишком много трудностей предстояло преодолеть альпинистам. В начале восхождения заболел Урубко, а потом и Болотов. У обоих - простуда и кашель. А кашель на такой высоте может мгновенно обернуться отеком легких. Вот выдержки из дневника Урубко.

"1 мая. Завтра с Алексом пойдем наверх, попробуем акклиматизироваться на 7200 - 7300 м.

2 мая. У нас снова непорядки. Теперь заболел Алексей. Никак не избавимся от болячек. Попробуем пару деньков полюбоваться красотами в окрестностях базы (5500 м).

5 мая. Пытаемся выжить. Провели пару ночей на высоте около 8000 м. Алекс болеет, но держит марку.

7 мая. Вернулись на базу с 8000 м. Лешка выздоравливает, похоже. Это в стиле россиян - лечиться боем. На ночевку он выходил на "зубах". Сегодня спускался с посеревшим лицом. Но две ночи, проведенные у порога "зоны смерти", на нем не сказались.

15 мая. Я не знаю, как такое писать. Алексей Болотов осуществлял спуск по веревке. Вследствие прокручивания на остром скальном ребре веревка перетерлась. Болотов упал по скальному кулуару на глубину около 300 м. Смерть наступила мгновенно. Соболезнования родным и близким, всем кто знал Алексея. Простите... Эх, Лешка, Лешка, как же так?"

По некоторым предположениям, альпинисты выбрали не тот маршрут, где шерпы навесили перила, за проход по которым надо платить, а двинулись правее, где висят старые веревки.

Мало кто в России, да и в мире, имеет такие достижения, как Алексей Болотов. Он покорил 11 "восьмитысячников" из 14 существующих. Хотя сам всегда говорил, что не ставит перед собой цель покорить все "восьмитысячники" планеты. До этого он никогда не ходил вместе с Денисом Урубко. Но они много раз встречались в горах. Алексей считал Дениса сильнейшим высотником в мире и лучшим партнером в сложном восхождении.

- Болотов - очень целеустремленный и трудолюбивый спортсмен, - говорит известный восходитель Виктор Останин. - Он всегда отличался физической силой и выносливостью. Именно Алексей оказался в первой четверке, зашедшей на неприступную вершину Лхоцзе Средняя (8413 м).

Вот, что сам Болотов рассказывал о восхождении на Лхоцзе:

- Новый маршрут на "восьмитысячник", на котором еще никто не бывал - подарок судьбы. Это добавляет остроты ощущений. Приятно осознавать, что ты со своими товарищами сделал то, чего до тебя никто сделать не мог. А мы вот смогли!

Несмотря на все свои выдающиеся достижения, Алексей оставался очень скромным. Свой первый, самый престижный приз в мировом альпинизме "Золотой ледоруб" он получил в 1997 году за покорение Западной стены Макалу (8463 м). Еще один грандиозный первопроход по Западной стене К2 (8611 м) Болотов совершил в 2007-м.

- Это самая недоступная гора в мире, - рассказывал Алексей. - Труднее К2 гор нет. Даже Эверест более доступный".

Он любил горы. Прежде всего как место, где имел возможность встретиться с близкими по духу людьми. Уезжая в горы, он отрывался от цивилизации. Альпинизм для него был не просто спортом, а образом жизни. Ему было трудно разделить, что первично: покорение вершин или дружеское общение. Горы были его домом. Он умер дома. И пусть горы будут ему пухом.

Елена РЕРИХ