ФУТБОЛ
НА СЛУХУ
ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА
Олег ШАМОНАЕВ
Спонсорские контракты ЦСКА в последние семь лет - как циклопические стелы посреди бесплодной пустыни, изготовленные инопланетянами с непостижимой для снующих вокруг бедуинов целью. Cоглашение армейцев с "Россетями", скорее всего, потянет на новый российский рекорд. 22 миллиона долларов в год - более чем достойная цифра даже по меркам крупных европейских клубов. Правда, "Манчестер Юнайтед" начиная с сезона-2014/15 будет получать от своего нового титульного спонсора General Motors не меньше 70 миллионов долларов ежегодно. Но надо понимать, что "МЮ" - один из самых раскрученных брендов в мировом спорте, и ЦСКА до него пока, мягко говоря, далековато.
И тем не менее армейцы - чуть ли не единственный клуб в российском спорте, который сейчас способен заключать реальные коммерческие контракты, приносящие серьезные деньги. Начиная с 2006 года мы видели на футболках ЦСКА логотипы "Внешторгбанка", "Башнефти" и "Аэрофлота", в то время как в подавляющее большинство других отечественных клубов рекламодатели приходили либо по указанию властных структур, либо с подачи их собственников. В нынешнем сезоне в нашей премьер-лиге титульные спонсоры, не аффилированные с владельцами команд, есть только в ЦСКА и "Краснодаре". Все остальные довольствуются ролью денежных мешков, практически не беспокоясь о судьбе своих инвестиций. Потуги армейцев на реальном рекламном рынке у коллег, сидящих у нефтяной или газовой трубы, наверное, вызывают только сочувствие.
Потеряв нынешнего титульного спонсора - "Аэрофлот" (который, по слухам, в ближайшем будущем может принять участие в параде титанов мировых пассажирских авиаперевозок в английском футболе), армейцы в кратчайшие сроки нашли ему достойную замену. При этом прежние условия контракта были улучшены более чем в два раза (неофициальная цифра прежнего соглашения с "Аэрофлотом" - 9 миллионов долларов в год). Это высокий класс. Другой вопрос, способен ли кто-то в нашем спорте оценить подобные подвиги и станет ли суперконтракт с "Россетями" примером для других наших клубов? Готов отдать голову на отсечение, что ни один генеральный директор в российском футболе после появления новости о соглашении ЦСКА не устроил разнос своей коммерческой службе и не потребовал срочно достать такого же щедрого спонсора хоть из-под земли.
Унылый рекламный пейзаж нашего спортивного рынка предопределяет уверенность подавляющего большинства команд в том, что свои миллионные бюджеты они получат в любом случае. И нет резона работать с крупными сторонними рекламодателями - сначала искать их, а потом поддерживать у партнеров интерес к дальнейшему сотрудничеству. А если источник поступления денег вдруг пересохнет, всегда есть возможность собрать митинг болельщиков или написать слезное письмо президенту страны. В таких условиях европейские веяния с финансовым fair play, грозящие нам большими неприятностями, привели, естественно, не к усилению активности клубов на рекламном рынке, а к материализации структуры Объединенного чемпионата с инвесторами, чей коммерческий интерес в данном проекте также вызывает вопросы.
На коммерческой основе крупные отечественные компании вкладывать деньги в спортивную рекламу предпочитают за границей. "Лаборатория Касперского" является партнером "Феррари" в "Формуле-1". "Лукойл" ради продвижения своих американских автозаправок спонсирует в США хоккейный и бейсбольный клубы, а также футбольную команду из Болгарии. "Газпром" улучшает свою евроауру в футбольных чемпионатах Германии и Сербии. Банк ВТБ продвигает свой бренд при помощи международных федераций гимнастики и легкой атлетики. Вполне вероятно, что в России эти компании не ограничились бы существующими имиджевыми футбольными проектами ("Газпром" - с "Зенитом", "Лукойл" - со "Спартаком", а "ВТБ" - с "Динамо"). И наверняка их примеру последовали бы другие корпорации. Но работать с рекламодателями у нас не хотят и не умеют. И представители ЦСКА в этом смысле, к сожалению, смотрятся пришельцами с другой планеты.