Газета Спорт-Экспресс № 137 (6201) от 26 июня 2013 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 июня 2013 | Авто-мото

АВТО

"КАМАЗ-Мастер", самый успешный проект российского автоспорта, готовится к ралли "Шелковый путь" и "Дакару-2014".

ГОНКА ЗА "БЕДУИНАМИ"

Российский автоспорт постепенно становится индустрией. Появляются автодромы, на которых проводятся соревнования самого высокого уровня: WTCC , DTM , FIA GT . Перспектива на 2014 год - сочинский этап "Формулы-1". Но есть в нашей стране гоночная команда, которая уже сейчас является лидером мирового автоспорта. Раллийная команда "КАМАЗ-Мастер" из Набережных Челнов этим летом отмечает 25-летие. Накануне старта "Шелкового пути" - главного ралли лета - "СЭ" пытается разобраться в феномене этой "фабрики" по производству побед.

СОЙТИ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ

В 1987 году научно-технический центр КамАЗа (НТЦ) возглавил Семен Якубов, считающий, что на заводе обязательно должен развиваться автоспорт. Вершина, которую было решено штурмовать - супермарафон высшей категории сложности "Дакар". В то время "Дакар" был еще молод, но уже знаменит. На африканских дорогах блистали такие бренды, как "Мерседес", MAN , DAF .

К своему первому "Дакару" команда из Набережных Челнов доработала гоночный грузовик, но во время соревнований сошли все три машины. Даже сейчас сложно объяснить, почему после такой неудачи программу не свернули до лучших времен. Наверное, благодаря Якубову, который умеет убеждать и работать. Уже в 1991-м за россиянами остались второе и третье места "Дакара", в 1992 году на ралли "Париж - Пекин" - третье.

В начальный период своего участия в гонках коллектив из Набережных Челнов делал ставку на надежность - все детали изготовлялись с "запасом", что увеличивало массу грузовиков. В последующие годы приходилось заниматься облегчением спортивного КамАЗа. А руководство завода стало рассматривать гоночные грузовики как площадку для тестирования технических решений, которые можно использовать в серийном производстве.

С 1993 года команда приобрела нынешние очертания - стала всем сейчас знакомой "КАМАЗ- мастер". Свою первую победу на международной арене КамАЗ одержал в 1995 году на "Мастер-ралли". Затем пришел триумф и на "Дакаре"-1996. С этот момента по сей день челнинский коллектив - в элите мирового автоспорта, и расставаться со своим статусом не собирается.

ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

В спорте высших достижений невозможно останавливаться: соперники не дают расслабиться, да и Международная автомобильная федерация и организаторы главной мировой внедорожной гонки - тоже. Однако и в условиях постоянно меняющегося технического регламента "КАМАЗ-Мастер" продолжал удивлять соперников, которые частенько шли в обход техтребований, в то время как "КАМАЗ-Мастер" двигался лишь в русле правил.

Играть "по правилам" против нарушающих их соперников и организаторов "Дакара", смотрящих на все сквозь пальцы, было чрезвычайно сложно. Временами казалось, что организаторы стремились всеми силами "тормознуть" победную поступь "КАМАЗ-Мастер". Что в принципе объяснимо - автоспорт это не только полигон для отработки технологий, но и огромная рекламная площадка. А кому здесь нужен новый игрок?

В результате этой борьбы не только на трассе, но и за ее пределами российская команда и сформировалась в нынешнем виде - как единственный коллектив, который сам разрабатывает, проектирует, собирает грузовики и выступает на них в соревнованиях.

КАДРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

2011-й стал для "КАМАЗ-Мастер" переломным. В спортивном плане было завоевано все, что возможно, - четыре российских грузовика заняли на марафоне четыре первых места. В тот же год пилот Владимир Чагин установил рекорд по количеству побед на "Дакаре" - у него их стало семь. Надо было двигаться дальше, и команда решилась на резкую смену звездного пилотского состава. Ушли триумфаторы "Дакаров" пилоты Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров, поставив на свои места молодых Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева и Андрея Каргинова.

"Мы выбрали самый жесткий вариант, думая о будущем команды, - сказал тогда Семен Якубов. - 20 лет выступления на Дакаре, 10 побед и первые четыре места в грузовом зачете - это определенный этап в жизни коллектива, после которого можно подвести черту. Мы посчитали, что можем позволить себе начать все заново. Победа не дает такого импульса, как поражение. Если мы правильно поймаем момент, то не только не потеряем ту силу и мощь, что у нас была, но и приумножим ее".

Первый "дакаровский" блин от молодого гоночного коллектива получился комом - грузовики Николаева и Мардеева сошли, привычной победы не было. Но для того, чтобы вернуть былые позиции, потребовался всего год. Уже в 2013-м руководитель команды "КАМАЗ-Мастер" Владимир Чагин, сменивший на этом посту Якубова, и пилоты Николаев, Мардеев и Каргинов принимали поздравления: три гоночных грузовика команды заняли весь пьедестал почета "Дакара".

"Наверное, нет на этой планете человека, который был бы не удивлен, - отметил тогда Чагин. - Мы учимся и на своих и на чужих ошибках. Я вижу в наших пилотах свой почерк, свою манеру пилотирования. Их "бедуины" (чемпионские статуэтки. - Прим. "СЭ") доставляют даже большую радость, чем те, которые были завоеваны мною в роли пилота. Моя основная цель - чтобы мой рекорд был побит кем-то из гонщиков нашей команды".

СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ

В "КАМАЗ-Мастер" нет "освобожденных" пилотов. Тот же Чагин непосредственно участвует в разработке гоночных автомобилей. "Когда я еще был механиком, то десять лет работал за верстаком, - объясняет он. - Затем Якубов меня поставил руководить производством. То же самое нужно делать и нашим нынешним пилотами. Потому что когда пилот выполняет еще и функции конструктора, это очень хорошо. Кто, как не он, знает возможности машины и чувствует, что необходимо для повышения качеств автомобиля".

Еще одна ключевая особенность команды - преемственность поколений. За годы успешных выступлений удалось создать свою собственную школу спортивного мастерства. Всех молодых пилотов - Эдуарда Николаева, Андрея Каргинова, Айрата Мардеева, Антона Шибалова, Дмитрия Сотникова - можно назвать ее выпускниками. В "КАМАЗ-Мастер" редко приходят со стороны.

"Самое главное в таком ралли, как "Дакар" или "Шелковый путь", - не обогнать соперника, а превозмочь стихию, сохранить автомобиль, выдержать испытание самому, - считает Якубов. - И в каждой из этих составляющих нужно лавировать на грани возможного, а часто и за его пределами".

БОЕВАЯ РАСКРАСКА

"КАМАЗ-Мастер" на сегодняшний день - самый успешный проект российского автоспорта.

- В истории наших побед важнейшую роль сыграли спонсоры, - объясняет Якубов. - При помощи партнеров наши специалисты могут заглянуть в такие отдаленные области развития науки и техники, которые недоступны кустарям-одиночкам. Во всем мире основную долю спонсирования в автоспорте на себя берут крупные структуры. Пример тому - наш генеральный спонсор, банк ВТБ, который пришел к нам в ключевой для команды период. Во многом благодаря спонсорскому взносу ВТБ мы построили наш технический центр.

Бюджет "КАМАЗ-Мастер" практически целиком состоит из спонсорских вложений. Часть средств мы зарабатываем сами, производя на заказ спортивные КамАЗы. Но эти средства - лишь малая доля бюджета. Для "КАМАЗ-Мастер" приоритетные направления при расходовании бюджета - это подготовка и совершенствование гоночной техники, создание нормальных условий для физической и технической подготовки людей, развитие общей инфраструктуры. Ну и, конечно же, участие в соревнованиях. Без больших финансовых затрат, которые опять же покрывают спонсоры и партнеры, никак не обойтись. В конечном счете наша деятельность направлена именно на то, чтобы сотрудничество с партнерами было взаимовыгодным".

В ЛУЧАХ СЛАВЫ

"КАМАЗ-Мастер" занял очень удачную нишу. Главное для команды соревнование - гонка "Дакар" - проходит в период новогодних праздников. Страна в это время приходит в себя после Нового года и с интересом наблюдает за победами российских пилотов. Руководству команды удалось договориться со спонсором - банком ВТБ - о предоставлении средств на организацию ежедневных дневников гонки на федеральном канале "Россия-2".

Победы "КАМАЗ - Мастер" запускают своеобразный информационный маховик - зрелищную картинку гонки охотно используют в раскрутке своего бренда многие компании. Например, на сайте банка ВТБ, посвященного спонсорским и благотворительным проектам - VTBrussia . ru , - можно увидеть наиболее драматичные моменты гонок и даже совершить виртуальный тур по цехам, где собираются самые быстрые грузовики в мире.

Сейчас жизнь в цехах "КАМАЗ-Мастер" не останавливается ни на день. Как только заканчивается "Дакар", начинается подготовка к "Шелковому пути" ("КАМАЗ-Мастер", не только участник, но и соорганизатор этой гонки). После окончанию "Шелкового пути" - короткая передышка и вновь подготовка к "Дакару".

- Впереди трудный год, - говорит Чагин. - Мы подняли планку наших результатов на самый высокий уровень, и сейчас наша задача ее удержать. С "Дакара"-2014 вводятся ограничения по объему двигателя. Надо работать над поисками другого мотора. Вот это наша главная забота.

Лина ХОЛИНА