ХРОНИКА
СВОЯ КОЛОНКА
РАДУГА В ГОЛОВАХ
Олег ШАМОНАЕВ
Р ассуждения Елены Исинбаевой по поводу запрета на пропаганду гомосексуализма в России вызвали скандал в мире спорта. Призывы легендарной легкоатлетки к уважению традиций нашей страны, в которой "мальчики встречаются с девочками, а девочки - с мальчиками", были в жесткой форме раскритикованы многими западными спортсменами и функционерами. Некоторые из них обвинили россиянку в страшнейшем грехе гомофобии и даже поставили вопрос о лишении ее звания посла МОК.
В итоге вчера Исинбаева была вынуждена выступить с заявлением о том, что ее неправильно поняли. "Я решительным образом против любой дискриминации гомосексуалистов на почве их сексуальной ориентации", - уточнила спортсменка.
Учитывая быстрое раскаяние Исинбаевой, этот инцидент, скорее всего, скоро будет спущен на тормозах. Однако уже ясно, что для России на международной спортивной арене в связи с нашим законом о гомосексуальной пропаганде наступают непростые времена. Акция шведской прыгуньи в высоту Эммы Грин Трегаро, вышедшей на старт чемпионата мира в Москве с маникюром, напоминающим радужный флаг (символ движения геев и лесбиянок), и публичное воспитание Исинбаевой - это первые ласточки. Нет никаких сомнений в том, что во время Олимпиады в Сочи и других будущих больших спортивных событий в России мы увидим и услышим и не такое.
С одной стороны, подобные выходки должны пресекаться международными спортивными организациями - политические акции во время соревнований запрещены Хартией МОК. Однако на Западе (а большинство федераций, несомненно, находятся под влиянием культурных традиций Западной Европы и Северной Америки) борьба за права сексуальных меньшинств вышла из ниши политики и стала столь модной, что воспринимается теперь в одном ряду с борьбой против угнетения женщин, расовой нетерпимостью и глобальным потеплением. Некоторые международные и национальные федерации и лиги уже вовсю проводят официальные мероприятия в поддержку гомосексуалистов, а спортивные функционеры призывают спортсменов-геев не бояться открыто говорить о своей нетрадиционной ориентации.
Мы можем сколько угодно считать гомосексуализм опасным, ссылаться на национальные традиции и принимать по этому поводу любые законы. И, конечно, мы вправе требовать исполнения этих законов на своей территории. В конце концов, общественная мораль в разных странах - категория тонкая. Например, в Новой Гвинее нормально ходить на людях с длинным футляром, в который помещен мужской половой орган, но это не значит, что такую "экипировку" надо легализовать и на улицах Москвы. Однако мы должны быть готовы и спокойно относиться к тому, что западная кампания против гомофобии в ближайшие годы будет неуклонно накатывать на нас через спорт. Причем не только через протестные акции, но и по официальным каналам.
Я ничуть не удивлюсь, если в самом ближайшем будущем какая-нибудь международная федерация станет настаивать на размещении в России рекламных щитов в поддержку спортсменов с нетрадиционной ориентацией, подобных нынешней рекламе fair play или антирасистским баннерам. Практически наверняка западные фанаты будут вывешивать на наших трибунах радужные флаги. Ну и не исключено, что какая-нибудь мужская команда однажды приедет к нам в узких розовых футболках с блестками. Надо ли ко всему этому относиться как к пропаганде гомосексуализма и неуважению российских законов? Лично я считаю, что нет. Чем больше будут нервничать по этому поводу наши чиновники и ревнители нравственности, тем сильнее будет мотивация на проведение скандальных акций у гей-активистов.
Если гетеросексуальность действительно часть нашей культуры, то какие-то рекламные щиты и разноцветный маникюр поколебать ее точно не в состоянии. На Западе было много разных модных поветрий, которые без каких-либо последствий прошли мимо нас. Если же кампания против "русских гомофобов" - это один из способов давления на нашу страну накануне крупных международных соревнований, то дергаться тем более бессмысленно.
Запад привык смотреть на нас сверху вниз и все равно найдет в российском образе жизни какие-нибудь изъяны - с угнетением геев или без оного. Хотя, конечно, было бы лучше, если бы все противоборствующие стороны признали, что стадионы - не лучшее место для баталии вокруг сексуальной ориентации.