ФУТБОЛ
ЕСТЬ ТЕМА
Бывший форвард "Торпедо" - о славном прошлом клуба и шансах на выживание.
Михаил ГЕРШКОВИЧ: "МЫ ВСЕГДА ОЩУЩАЛИ ПОДДЕРЖКУ"
- Вы, игравший за "Торпедо" в звездные для него времена, не задаетесь вопросом, что сейчас происходит с клубом?
- Давно пытаюсь найти ответ на этот вопрос, но делать какие-либо выводы, находясь вне команды, трудно. Конечно, хотелось бы вновь увидеть ее среди сильнейших: история-то у клуба богатейшая. Но, повторяю, в корни происходящего со стороны заглянуть невозможно.
- И все-таки - ожидаете позитивных перемен?
- Надежда, как известно, умирает последней. Беда в одном: я до сих пор не вижу шагов, которые могли бы убедить в том, что команда справится с кризисом и возродится. Отсутствуют действия, направленные на решения этой крайне сложной задачи. В чем причина? Чтобы ответить, надо точно знать, что думает руководство на этот счет и есть ли у него программа выхода из сложившейся ситуации.
- Не хотите помочь ему советами?
- Прежде всего, следует составить конкретную программу выхода из сложившегося положения, подобрать под ее исполнение соответствующих людей, а главное - найти финансирование. Что в принципе возможно. Бренд у "Торпедо" серьезный, да и богатых людей, испытывающих ностальгию, уверен, достаточно.
- Что выделяло команду вашей молодости в кругу не менее сильных?
- Игроки в "Торпедо" тогда подобрались выдающиеся, но при этом буквально все работали не на свой персональный имидж, а на коллектив. Ребята делали все, чтобы, опираясь на индивидуальное мастерство, поднимать его статус. Торпедовцев отличала филигранная техника работы с мячом, взаимопонимание на поле, самоотдача, самоотверженность. При этом мы никогда не выходили за рамки правил, хотя постоять за себя могли.
- Я прекрасно помню игру автозаводцев советской поры, в основе которой лежали не только отменные профессиональные качества футболистов, но и клубный патриотизм, который просматривался даже с трибун.
- Причем он, следует обязательно дополнить, переносился и в сборную. Главная команда была сильна как раз тем, чего не хватило россиянам в матче с Северной Ирландией. Автозаводцы постоянно помнили, что за ними гигантский завод, и это находило отклик у болельщиков. Трибуны всегда заполнялись.
- "Лужники", готов подтвердить, на матчах с участием черно-белых, особенно против московских команд, были переполнены. Что неудивительно: зрелищный футбол был зрителям гарантирован.
- Стабильная посещаемость держалась не только на заводчанах: нас поддерживали люди разных социальных слоев, профессий, и контакты с ними были довольно тесными. В то же время проводились встречи в цехах ЗИЛа, нашем Доме культуры. Мы нередко участвовали в субботниках, знакомились с работой конвейера, а директор завода всегда подчеркивал: мол, вы - наше подразделение и от успехов команды во многом зависит производительность.
- Сейчас, к сожалению, ничего похожего не наблюдается. Не раз и не два был свидетелем того, как чуть ли не половина посетителей тогда еще торпедовской арены весь матч проводила спиной к газону, оглашая воздух всякого рода "кричалками".
- Это беда не только "Торпедо". Практически у всех клубов есть довольно внушительная аудитория, которая приходит на стадион не поддерживать ребят, а самовыражаться. Я бы не стал называть их болельщиками, но тем не менее контакт с такими людьми все равно надо находить.
- Увы, стадион на Восточной теперь для команды чужой.
- И не только он. Все распродано, и команда не имеет ни стадиона, который, кстати, работники автозавода строили в свободное время, ни тренировочной базы. Черно-белые вынуждены играть в Раменском, поскольку аренда некогда родной арены для них теперь неподъемна. Что, естественно, отпугивает болельщиков и отражается на моральном состоянии футболистов.
Юрий ИВАНОВ