ФУТБОЛ
ЕСТЬ ТЕМА
ЗАЧЕМ НУЖНЫ "ОКНА"?
На рубеже лета и осени в футбольной Европе, в том числе в России, завершилась очередная заявочная кампания. Ее итоги подведены - можно перейти от частного к общему. Зачем в принципе нужны фиксированные трансферные окна? Когда и почему они появились? В чем специфика "переходного периода" у нас и в экзотических футбольных странах?
Александр ПРОСВЕТОВ
К трансферным окнам мы привыкли настолько, что, кажется, они были всегда. Между тем в СССР обходились как без них, так и без контрактов. Делали запись в трудовой книжке типа "инструктор по футболу" - и все в порядке, играй, радуй народ.
Иностранного слова "трансфер" тогда никто и не знал, кроме переводчиков, да и смысл у него был нефутбольный - передача имущества или пересадка на другой поезд. Говорили о переходах игроков. Совершались они в основном, как и теперь, в межсезонье, но перемещения могли происходить и в другое время. Призывали в армию, переводили служить приказом - кого на Запад, кого - в другую сторону. Подобная "селекция" велась армейскими и динамовскими коллективами реально круглый год.
Другие клубы, не имевшие такого инструмента, как всеобщая воинская повинность, обычно просто договаривались друг с другом. Наконец, вовсю работало и знаменитое телефонное право: переход могли осуществить по звонку от высокого начальства. Впрочем, эта национальная традиция, судя по некоторым фактам, даже в эпоху свободного предпринимательства не изжита.
К УСТАНОВКЕ "ОКОН" ПОДТОЛКНУЛО "ДЕЛО БОСМАНА"
В Англии еще в начале 90-х ратовали за введение четких трансферных сроков в целях стабильности и хоть какого-то обуздания агентов, заинтересованных в комиссионных. Вердикт по "делу Босмана" и рост цен на игроков, связанный с притоком телевизионных денег, к установке "окон" подтолкнули. Ведь за футболистов по окончании действия контракта больше не надо было платить мзду. Кончил дело - гуляй смело, как нормальный свободный человек.
Клубы стали всячески освобождаться от тех, у кого срок контракта подходил к концу, чтобы не ушли бесплатно, а заодно и облегчать зарплатную ведомость. Движение на рынке стало более интенсивным. Если бы не введенное ФИФА ограничение, согласно которому футболист не вправе выступать в течение сезона больше, чем в двух клубах, некоторые подстрекаемые агентами игроки меняли бы команды уже не как перчатки, а как носки.
К слову, Александру Кокорину пребывание в "Анжи" не зачтут. Ведь он, в отличие от Игоря Денисова и Алексея Ионова, не провел за махачкалинский клуб ни одного матча. Игорь Портнягин в прошлом сезоне побывал в "Нефтехимике", вернулся в "Рубин", попал в его заявку на матч Лиги Европы с "Атлетико", но на поле не вышел и спокойненько отправился в "Крылья Советов" - за казанцев по ходу сезона он так и не сыграл. Спортивный директор РФПЛ Игорь Мещанчук в июне с удовольствием разъяснил журналистам, что Портнягин регламента не нарушал - лига его случай отнюдь не проморгала.
КОММЕРЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВАЛИРОВАТЬ НАД СПОРТИВНЫМ
Но вернемся к "окнам" или, если официально, регистрационным трансферным периодам. Чтобы упорядочить ситуацию с переходами, ФИФА в начале века приняла решение о том, что их должно быть только два, и это обязательно для всех. Одно "окно", между двумя сезонами, не должно превышать 12 недель, другое, посреди сезона, ограничивается месяцем. Вот только право определять, когда именно им открываться и закрываться, было оставлено национальным федерациям. Иначе не получалось. Ведь чемпионаты проводятся в разное время. За примером не надо далеко ходить - в России еще недавно была в силе система "весна - осень".
Итак, да здравствуют "окна"? Оказалось, однако, в восторге не все. Так, в прошлом главный тренер "Рединга" Стив Коппелл призвал к устранению "окон", существование которых, по его мнению, только подогревает при участии СМИ страсти и порождает панику на рынке. Как следствие, клубы покупают слишком много игроков. Ему вторит Свен-Еран Эрикссон: "При прежней системе работать было проще. Теперь многое происходит в последний день, иногда сделки заключаются от безысходности, и в этом нет ничего хорошего".
Другая сторона проблемы - наложение mercato на сезон. Команда уже сыграла несколько туров, как вдруг из ее состава вырывают значимую фигуру. Конечно, здесь обычно возникает вопрос к клубному руководству: "Зачем отпустили?". Но у людей из бизнеса футбол в чистом виде далеко не всегда на первом месте. Кроме того, возможен вариант с выкупом трансфера.
- Клубам нравится, как сейчас работает рынок, но тренеры считают, что его надо закрывать раньше. Им требуется время, чтобы готовить команды к сезону, - заявил главный тренер "Тоттенхэма" Андре Виллаш-Боаш через три дня после того, как было объявлено о безумном трансфере Гарета Бэйла в "Реал".
- Ненормально начинать чемпионат, пока еще работает mercato, - подчеркнул Руди Гарсия, перебравшийся из "Лилля" в "Рому" и недовольный потерей Маркиньюса и Освальдо. - Иногда коммерческий интерес превалирует над спортивными соображениями. Рынок должен закрываться одновременно со стартом турнира.
УЖАТЬСЯ В СТОРОНУ ЛЕТА
Идея вроде бы здравая, но как ее реализовать? Национальные чемпионаты начинаются в разное время. Старт в ведущих западноевропейских первенствах, если будут желание и воля, синхронизировать можно. Германия, которая возьмет в январе месячный перерыв, и Франция стартовали в этом году 9 августа, Англия и Испания - 17-го, Португалия - на день раньше, Италия - на неделю позже. В России и на Украине играют еще с середины июля. Их чемпионаты к западному единообразию не приведешь. Дальше в зиму сдвигаться нельзя. Надо бы, наоборот, как-то ужаться в сторону лета, да не получается.
А от раннего начала у нас хаоса еще больше, чем у остальных. Хотя, безусловно, трансферные перепады "Анжи", которые спровоцировали переполох на рынке, - это уникальная ситуация.
Запретить приобретать игроков с началом национального турнира - дискриминация, потому что трансферы "вылеживаются", как бумага на подпись. Агенты и клубы соревнуются в сюрплясе. Одни играют на повышение цены, другие ждут окончания базарного дня, когда продавцы примутся сбывать товар по дешевке. Лишать российские клубы трансферов уже в середине июля, когда рынок еще толком не разогрелся, нечестно. Нужна единая дата, когда "стоп" скажут всем.
Президент УЕФА Мишель Платини отдает себе отчет в многообразии ситуации.
- Вовлечен весь мир, потому вопрос надо рассматривать в глобальном масштабе, - отметил он на пресс-конференции в Монако в преддверии августовской жеребьевки групповых турниров в еврокубках. - Мы собираемся обратиться в ФИФА со своими предложениями. Возможно, удастся договориться, чтобы во всех европейских странах регистрационные периоды завершались в одно и то же время. На мой взгляд, их продолжительность надо сократить.
Посмотрим, что удумал склонный к реформаторству француз. Скорее всего, летнее "окно" станет менее широким. Его будут закрывать где-то в середине августа, но это мало что изменит для России. У нас оно все равно будет захватывать первые туры чемпионата. Только тому, кто вдруг решит изменить стратегию развития, лучше не дожидаться 7 августа.