ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Как уже сообщал "СЭ", четыре кенийца - Эванс Киплагат, Исаак Кипкембои, Николас Чепсеба и Амос Кибиток - на этой неделе стали студентами подготовительного отделения Поволжской академии спорта и туризма. Они будут изучать русский язык и продолжать тренировки, выступая за казанский вуз на соревнованиях разного уровня, а в перспективе смогут принять российское гражданство и побороться за место в сборной России.
Подробности этого проекта корреспонденту "СЭ" рассказал президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев.
ВЕСНОЙ КЕНИЙЦЫ ПОБЕГУТ ЗА ТАТАРСТАН
- Почему именно эти спортсмены получили возможность учиться в российском вузе?
- Они были отобраны по нескольким принципам. Это не должны быть атлеты международного уровня, чтобы не возникло противоречий с Федерацией легкой атлетики Кении. При этом мы искали талантливых спортсменов, причем таких, которые собираются учиться в российском вузе. Менеджеры, представляющие интересы кенийцев, были на Универсиаде, вели необходимые переговоры, как с академией, так и с Федерацией легкой атлетики Татарстана, и они согласовали фамилии именно этих атлетов. Спортсмены были представлены нам как талантливые и перспективные. И у них есть желание учиться в России.
- То есть с кенийской стороной проблем не возникло?
- Думаю, что проблем у нас не будет. Сейчас неправильно пишут, что сборная России привлекла кенийских спортсменов. Речь идет не о сборной, а о процессе обучения. Например, две недели назад было объявлено, что Федерация легкой атлетики Китая предоставила 10 грантов для талантливых спортсменов Ямайки на обучение в университете в Пекине. То есть этот процесс широко распространен, и мы просто делаем первый шаг в этом направлении.
Подчеркиваю: мы предоставляем кенийцам возможность учиться. Посмотрим, как ребята будут выступать в России. Если это станет интересно нам в будущем, если кенийская федерация не будет возражать, то мы сможем привлечь их к сборной России. Обратите внимание, что на тех дистанциях и в тех видах, которые мы выбрали, у нас просто отсутствуют потенциально конкурентоспособные атлеты.
- Есть информация, что участие в привлечении этих спортсменов принимала украинский менеджер Валентина Федюшкина.
- Она живет в Португалии и является, насколько я знаю, гражданкой Австрии. Так что в данном случае мы не рассматривали ее как украинского менеджера. Федюшкина просто работает с этим контингентом, но нужно понимать, что она не была главным лицом переговоров с Федерацией легкой атлетики Татарстана.
- Кто будет работать с этими четырьмя спортсменами? Где они будут тренироваться?
- Они продолжат свой тренировочный процесс в Кении, как и раньше. Станут приезжать в Казань на необходимый период времени для того, чтобы изучать русский язык. Поскольку они приняты на подготовительное отделение, то первый этап для них - это изучение русского.
- Будут ли им предоставлены российские методики? Станут ли они работать с российскими тренерами?
- Нет, у них есть свои тренеры, свои методики. Два-три года назад я настаивал на том, чтобы наши тренеры ездили на тренировки в Кению, куда приезжает огромное количество зарубежных спортсменов, которые занимаются вместе с кенийскими спортсменами, часто под наблюдением их тренеров. К сожалению, ни один из наших специалистов не выразил желания посмотреть, как проводится эта работа. Мне кажется, это тоже является одной из причин нынешнего состояния отечественных видов на выносливость.
Меня критикуют за то, что я якобы не ищу талантливых атлетов в России, но могу сказать, что с 1991 года на это были потрачены миллионы долларов. К сожалению для нас, за это время не было ни одного атлета уровня Юры Борзаковского, который выступал в беге на 800 метров и был великолепно подготовлен Вячеславом Евстратовым.
- Вы изучали опыт других наших федераций, натурализовавших иностранных спортсменов?
- Путь, который мы избрали, отличается от того, что реализуется, например, в шорт-треке. Это было бы слишком просто - купить какого-то олимпийского чемпиона, заплатив огромные деньги, дать ему в руки флаг и отправить на Олимпиаду. Мне кажется, нужно идти по другому пути.
Мы не останавливаемся в поиске талантов в России. В забегах на выносливость в чемпионате страны выступают до ста человек. Но те инструменты, которыми мы можем пользоваться, эффекта не дают. Причин, которые привели к этому состоянию, много. Эти проблемы в длинном беге были, кстати, и в Советском Союзе в последние годы его существования.
- Получается, что кенийцы, которые пришли в российский вуз, будут учиться дистанционно?
- Да, они будут учиться дистанционно, но должны будут приехать сюда где-то в апреле, чтобы выступать на студенческих соревнованиях. Это одно из условий. Выступление на студенческих соревнованиях за свой университет - первый этап их спортивной работы. Пока мы хотели бы присмотреться к ним. Если кенийская федерация не будет возражать и если они будут показывать нужные результаты, то с удовольствием привлечем их в сборную России. Этот процесс для спортсменов, которые не выступали за сборную своей страны на соревнованиях международного уровня, достаточно простой.
- То есть так называемого карантина в данном случае нет?
- Он совсем легкий. Другое дело, что с вопросом гражданства в России все не так просто. Этот трудоемкий процесс, он занимает не один год. Наша федерация начала реализовывать долгосрочный проект, и мы приглашаем и других талантливых ребят приехать учиться в Российскую Федерацию.
- Кто будет отвечать за финансирование перелетов атлетов из Кении в Россию?
- По всей видимости, в том числе и Федерация легкой атлетики Татарстана. Но мы будем изыскивать и другие источники, чтобы дать возможность студентам бывать здесь. Думаю, в следующем году они будут находиться в России практически все лето и смогут восполнить тот пробел в обучении, который образуется за зимний период.
- Можно ли ожидать, что в ближайшее время в российские вузы приедут другие иностранцы, которые потенциально могут стать членами сборной России?
- Если кто-то выразит желание и согласится приехать сюда учиться, милости просим. Эту систему не мы придумали. Она здорово работает в США. Кстати, там сейчас учатся и некоторые наши спортсмены. Это цивилизованный путь развития, и мы движемся правильным путем. Это не противоречит интересам сборной России, и мы не собираемся подменять привлечением легионеров процесс подготовки наших спортсменов.
Дмитрий АФОНИН