Газета Спорт-Экспресс № 217 (6281) от 27 сентября 2013 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 сентября 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

Взгляд на проект концепции "стратегия развития футбола в Российской Федерации до 2020 года", подготовленный в недрах Российского футбольного союза .

ЧТО ДАЛЬШЕ ДЕЛАТЬ С ФУТБОЛОМ

Разработка и обсуждение проекта концепции "Стратегия развития футбола в Российской Федерации до 2020 года" является важнейшим мероприятием, призванным консолидировать позиции субъектов футбола для развития российского футбола. Чтобы документ имел легитимный характер, РФС в мае 2013 года создал рабочую группу по его доработке, а в последующем образовал в ее составе более 10 подкомиссий для отработки отдельных направлений. Несмотря на очень большое количество членов рабочей группы (47 человек), ее персональный состав не в полной мере отражает интересы и взгляды всех слоев футбольного сообщества. В нем отсутствуют представители действующего тренерского корпуса, объединений болельщиков, делового мира, а также сотрудники Минспорта РФ, непосредственно курирующие футбол.

Что касается самого проекта концепции "Стратегия развития футбола в РФ до 2020 года", то при его разработке, на мой взгляд, использовались неверные методологические посылы, по существу, игнорирующие фактически сложившуюся экономическую среду, которая определяет новые подходы к развитию футбола не просто как игры, но и как системы, связанной с рыночными отношениями. Развивающийся рынок футбольных услуг, в рамках которого происходит движение капиталов и рабочей силы, в конечном итоге предопределяет функционирование футбольной индустрии как важнейшего сегмента национальной экономики. Такое понятие, как футбольная индустрия, вообще отсутствует в тексте проекта концепции стратегии.

Очень важно выстроить правильные взаимоотношения между государственным, любительским (добровольным) и частным секторами по их участию в развитии футбола. Это можно сделать только в случае создания такой системы управления футболом, которая соответствует формирующимся в экономике демократическим рыночным отношениям, учитывающим и удовлетворяющим социальную потребность общества.

В этом заключается главная роль и миссия Российского футбольного союза как единственно признанной ФИФА и УЕФА организации, обеспечивающей координацию и контроль за развитием футбола в Российской Федерации.

К сожалению, сам проект концепции стратегии и прежде всего его содержание включает в себя объемистый многостраничный материал, который трудно не только прочитать полностью, но и осознать то главное, что необходимо сегодня для развития футбола в стране. В проекте сформулировано около 50 целей, что является нонсенсом для такого концептуального документа.

Чтобы проект концепции был ясным, четким и понятным как для всей спортивной общественности, так и для многомиллионной аудитории занимающихся футболом и любящих его, и, наконец, чтобы в будущем было легче справиться с реализацией намеченных целей, их должно быть не больше трех.

Большее количество продекларированных целей усложняет восприятие и создает иллюзию нереальности их осуществления.

В то же время в каждой из этих трех целей необходимо раскрыть основные задачи и механизмы их реализации.

Ни в коей мере не претендуя на изложение новой модели концепции, считаю необходимым высказать свое мнение по основным целям и задачам РФС, которое может быть учтено в той или иной степени при окончательной доработке концепции "Стратегия развития футбола в РФ до 2020 года".

Я вижу 3 главные стратегические цели развития российского футбола:

I цель: Подготовка сборных команд России к достижению самых высоких спортивных результатов международного уровня, повышение рейтинга национальной сборной в мировой и европейской классификации и выдвижение ее на ведущие позиции.

В числе задач по реализации этой цели можно выделить основные:

1. Улучшение управления (менеджмента) в сборных командах.

Сегодня вопросами сборных наряду с другими занимается спортивный департамент РФС. Среди комитетов РФС отсутствует профильный, связанный с подготовкой сборных команд страны.

Целесообразно в рамках РФС создать Управление (Департамент) по работе со сборными командами. Его основная задача - выстроить систему формирования (скаутинг, просмотр, селекция) и подготовки сборных национальных команд разного возрастного уровня и их взаимодействие, осуществить координацию деятельности главных тренеров этих команд (в том числе клубных тренеров) в рамках единой методологической базы и подходов.

2. Необходимо начать работу по созданию привлекательного имиджа сборной и ее основных игроков, более активно внедрять маркетинговую стратегию в изыскание финансовых ресурсов, особенно на рынке спонсоров и доноров, в сфере реализации коммерческих проектов и телевизионных прав, а также более тесного взаимодействия с болельщиками.

II цель: Создание функционально пригодной и эффективной системы управления футбольной индустрией.

Некоторые задачи по реализации этой цели:

1. Оптимизация организационной структуры Российского футбольного союза. Ее сложившийся формат уже не удовлетворяет современным требованиям и не обеспечивает должной эффективности работы ее структурных подразделений.

К сожалению, сегодня взаимоотношения РФС и ее руководителя с внешней средой, так или иначе влияющей на развитие футбола в России, излишне персонифицированы. Создание Попечительского (Наблюдательного) Совета из числа государственных и политических деятелей, представителей бизнеса, культуры, образования, спорта и других сфер деятельности позволит избежать многих недоразумений и конфликтов, обеспечит более стабильное и поступательное развитие футбола в России при соответствующей поддержке и содействии со стороны представителей власти и гражданского общества.

2. Независимо от своего некоммерческого статуса РФС в ближайшее время должен превратиться в действующую и мощную организацию, которая будет также эффективна и прибыльна, как сегодня ФИФА, УЕФА и целый ряд национальных футбольных ассоциаций и лиг.

Чтобы решить эти вопросы, РФС должен разработать собственную маркетинговую стратегию. По крайней мере целесообразно иметь в аппарате РФС отдел маркетинга и коммуникаций (которого нет).

3. Вне всякого сомнения, чемпионат мира по футболу 2018 года должен дать стимул для развития российского футбола в целом и его инфраструктуры в частности. Вокруг построенных стадионов уже сегодня необходимо предусмотреть формирование региональных и межрегиональных центров футбола. В связи с этим целесообразно разработать при участии Минспорта РФ, Оргкомитета ЧМ-2018 и РФС единую программу модернизации и развития материально-технической базы, где в единой связке были бы разработаны и осуществлены 2 подпрограммы:

• Модернизации действующей материально-технической базы, разработанная РФС с обоснованием и нахождением необходимых источников финансирования на базе партнерства государства и частного капитала;

• Сооружения новых стадионов с прилегающей инфраструктурой в рамках подготовки к чемпионату мира 2018 года.

При этом обе эти подпрограммы должны найти отражение в комплексных региональных планах развития футбольной материально-технической базы.

4. Подготовка кадров для российского футбола.

Необходима разработка и внедрение системы подготовки футболистов и тренеров, благодаря которой высокие результаты достигались бы не одномоментно, за счет разовых крупных вложений, а длились бы десятилетиями. Важно разработать и внедрить качественную образовательную систему, по которой проходили бы обучение не только тренеры, но и специалисты разных областей (менеджеры, коммерсанты, финансисты, сотрудники по безопасности и др.), имеющие отношение к футболу.

Для реализации этой задачи целесо-образно привлечь университеты, ведущие подготовку специалистов соответствующего профиля.

К примеру, в декабре 2012 года РФС подписал соглашение с Российским экономическим университетом им. Г.В. Плеханова о сотрудничестве в области образования и исследований в сфере футбола.

5. Источники финансирования.

Задача изыскания средств для деятельности РФС и реализации осуществляемых проектов является в настоящее время основной.

В представленном проекте концепции продекларирован целый ряд источников финансирования, обеспечивающих выполнение стратегии. Однако практически не уделено внимание механизму их реализации. По существу, подвергается сомнению целесообразность и эффективность спонсорства, хотя последнее является одним из важнейших инструментов финансового благополучия. Сегодня, когда встал вопрос финансирования РФС организациями-спонсорами, обнаруживается, что авторитет футбольного союза, его политика во взаимоотношениях с внешней средой не вызывают энтузиазма и желания серьезных инвесторов начинать или продолжать финансирование. Если посмотреть на сайт РФС в разделе "Спонсоры и партнеры", то мы увидим значительное количество организаций, однако непонятно - кто из них кто? По крайней мере очевидно, что у РФС на сегодняшний день нет ни генерального, ни официальных спонсоров, что вызывает недоумение и сказывается на его финансовом положении. В этом отношении выгодно отличается РФПЛ - у нее есть титульный и официальный спонсор.

В проекте концепции одним из важнейших источников финансирования называются средства, получаемые от реализации коммерческих прав РФС и других субъектов футбола. Это вопрос прежде всего взаимодействия и сотрудничества с РФПЛ. К сожалению, здесь нет должного понимания, толерантности и порой взаимного уважения.

В то же время совершенно очевидно, что конгломерат профессиональных клубов премьер-лиги (в дальнейшем можно говорить о ФНЛ и других лигах) - это мощнейший "кластер", в котором задействованы основные финансовые ресурсы футбольной индустрии. Достаточно сказать, что бюджет РФПЛ и, следовательно, доходы, получаемые клубами лиги от консолидированной реализации коммерческих прав на чемпионат России, за последние годы выросли почти в 20 раз и превышают бюджет РФС в несколько раз. Кроме того, владельцы частных клубов и их главные спонсоры являются инвесторами строительства стадионов к чемпионату мира 2018 года. Их вклад в рамках внебюджетных финансовых источников составляет треть от общего объема финансирования на развитие футбольной инфраструктуры.

III цель: Возрождение и становление собственной российской футбольной школы через широкомасштабное развитие детских, юношеских и молодежных спортивных учебных заведений и футбольных академий.

На сегодняшний день больше половины отечественных клубов не имеют собственных академий. Повсеместно клубы работают со спортсменами по договорам. При этом многие ДЮСШ находятся в подчинении Министерства образования и науки, профсоюзов, которые их финансируют по остаточному принципу.

Основные задачи по реализации этой цели:

1. В каждом регионе разработать и принять целевые программы развития детского и юношеского футбола; одновременно РФС и лигам создать собственные комплексные программы развития молодежного футбола. Интересен в этом отношении опыт Немецкого футбольного союза.

2. При лицензировании включить в число обязательных требований к футбольным клубам либо наличие собственной академии, либо вхождение в число учредителей ДЮСШ; при этом создать необходимые условия (искусственные поля, крытый манеж и т.п.) для круглогодичных тренировок. РФС совместно с РФПЛ, ФНЛ и ПФЛ сформировать примерную структуру таких школ, штаты и даже образцы контрактов с юными футболистами с тем, чтобы все клубы выращивали воспитанников по одним правилам и в едином правовом поле.

3. РФС совместно с лигами и футбольными клубами создать специальную программу подготовки тренерских кадров для детского, юношеского и молодежного футбола; разработать систему и изыскать источники финансирования для высокой мотивации детских тренеров.

4. Создать модель перспективного юного футболиста, и критерии этой модели положить в основу работы тренеров всех уровней.

5. Создать общенародный фонд целевого капитала для развития детского и юношеского футбола в виде эндаумент-фонда. Эндаумент-фонд позволяет накапливать пожертвования и вкладывать их в различные финансовые инструменты, извлекая прибыль. При этом сами пожертвования не тратятся, а формируют так называемый целевой капитал, из которого и извлекается доход. Каждое новое пожертвование лишь увеличивает целевой капитал, увеличивая соответственно доход. Такая схема позволяет создавать долгосрочный стабильный источник финансирования футбола посредством получения регулярного дохода. Такие фонды уже существуют в российском спорте - например, фонд поддержки детско-юношеского велосипедного спорта, фонд поддержки детско-юношеских школ по регби. Благодаря эндаумент-фонду ежегодно на развитие детско-юношеского футбола может направляться не одна сотня миллионов рублей, имея в виду, что база жертвователей исчисляется миллионами благотворителей из числа физических и юридических лиц, любящих или проявляющих интерес к футболу.

Совершенно очевидно, что концепция и вытекающие из нее программа и подпрограммы развития футбола в окончательном варианте должны быть приняты на совместном заседании коллегии Минспорта РФ и Исполкома (бюро) РФС, что обеспечит этому самому массовому виду спорта государственную поддержку.

С учетом создания к 2018 году мощнейшей инфраструктуры футбола последний превращается в важнейшее системное звено социально-экономической структуры страны. В результате возникает потребность разработки и принятия "Закона о футболе", базовой составляющей которого может стать концепция "Стратегия развития футбола в РФ до 2020 года".

Доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Заслуженный деятель науки РФ Михаил ИОФФЕ