Газета Спорт-Экспресс № 223 (6287) от 4 октября 2013 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 октября 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

ЕСТЬ ТЕМА

Профессиональные футболисты по правилам ФИФА могут переходить из клуба в клуб только в фиксированные регистрационные периоды. Исключение составляют так называемые свободные агенты. Кто они? И за что им такая привилегия?

ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ

Владимир КОНСТАНТИНОВ

В первые дни осени трансферные окна захлопнулись почти по всему миру, однако некоторые клубы продолжали укрепляться и в сентябре. Или, во всяком случае, пополнять состав новичками. Нижегородская "Волга", к примеру, вновь явила российской публике Дмитрия Булыкина, а "Крылья Советов" подписали костариканца Фелисио Брауна Форбса, родившегося и получившего футбольное образование в Германии. Что, для них закон не писан? Или эти хитрюги нашли лазейки в регламенте?

Ни то ни другое. 33-летний форвард и 22-летний защитник, числившиеся в прошлом сезоне, соответственно, в "Твенте" и "Франкфурте", дебютировали в третьей декаде сентября в РФПЛ на абсолютно законных основаниях. Просто оба перешли в волжские клубы на правах свободных агентов, получив в свое время вольную в бывших командах.

Свободные агенты - это игроки, не связанные контрактными обязательствами ни с одним клубом. В регламентах ФИФА и РФС по статусу и переходам футболистов, правда, такого термина нет - там "вольных казаков" называют игроками, за которых новый клуб не должен платить "компенсацию за подготовку". Но сути это не меняет. По удивительному совпадению, трудовые соглашения Булыкина и Форбса закончились в один день, 1 июля 2013 года, - и оба, полюбовно расставшись с прежними работодателями, приступили к поиску новых клубов. В итоге найдя свое счастье.

Кстати, вопреки расхожему мнению, заявлять свободных агентов в России можно не круглый год, а всего лишь в течение месяца после официального закрытия регистрационного периода. То есть в нашем случае до 2 октября, что "Волга" с "Крыльями" и сделали. (Напрасно "Кубань" пыталась оспорить участие Булыкина в матче 11-го тура в составе нижегородцев: форвард получил карточку участника чемпионата вполне законно. - Прим. В.К.) В ряде других стран аналогичная норма регламента мягче - рамки заявки невостребованных футболистов шире. Иными словами, не устройся Булыкин или Форбс на волжских берегах, у них еще была возможность податься в другие края.

В минувшее летнее межсезонье несколько десятков футболистов РФПЛ устроились на работу в других клубах нашей страны или за рубежом в качестве свободных агентов. В этом смысле показателен пример "Динамо", которое в июле - августе серьезно перетряхнуло состав. Бело-голубые отпустили на все четыре стороны Колодина, Семшова, Дуймовича, Соловьева, Кириллова, Кисенкова и Баккала, которые редко попадали в основу, а приютили (тоже без всякой компенсации) лишь двух футболистов - защитника Дугласа и полузащитника Флореску. В каждом случае причины расставания с игроками были разными, но очевидно, что руководство клуба расчищало место для именитых новичков - Денисова, Жиркова, Кокорина (хотя к нему это слово вряд ли применимо), Самба, Габулова, Ионова…

При досрочном расторжении контракта клубу и футболисту, как и супружеской паре при разводе, желательно расстаться цивилизованно - образно говоря, без битья посуды. Как правило, обретение игроком статуса свободного агента - предмет переговоров с начальством. Если же согласья нет, то стороны неизбежно ждет разбирательство в Палате по разрешению споров и Комитете по статусу футболистов. Нетрудно догадаться, что зачастую не могут договориться о деньгах, о невыполнении того или иного условия трудового соглашения и т.д.

В качестве иллюстрации можно привести нынешний конфликт Рязанцева с "Рубином". Складывается впечатление, что клуб всеми правдами и неправдами пытается удержать умелого футболиста, чей срок контракта истекает 31 декабря этого года. Тот, в свою очередь, договорившись с другой командой, не намерен подписывать новый контракт с казанцами и рассчитывает на получение статуса свободного агента. "Рубин", как видится со стороны, попробовал оказать давление на Рязанцева, задерживая ему зарплату, но не тут-то было - упрямец обратился в Палату по разрешению споров и выиграл дело.

Между прочим, Рязанцев не только добился своего в футбольном суде, но и имеет теперь полное право вести переговоры о своем переходе в другой клуб. Закон позволяет игроку делать это не раньше чем за полгода до окончания нынешнего контракта. Это, повторяю, на бумаге. На практике же агенты футболистов подчас начинают прощупывать почву для готовящегося трансфера значительно раньше.

В итоге переход свободного агента может быть выгоден не только новому клубу, но и самому футболисту. Работодателю, принимающему игрока, не надо платить за его трансфер, а это, по оценкам экспертов, примерно половина средств, необходимых для обеспечения перехода. Кроме того, раз нет трансферного договора, формально не требуется раскошеливаться на агентскую комиссию, хотя на самом деле она нередко "растворяется" в других статьях подписываемого футболистом документа. Клубу остается позаботиться о зарплате и в некоторых случаях о так называемых подъемных новичка, которые, что греха таить, нередко бывают более щедрыми, чем при обычном переходе.

Впрочем, по-настоящему классные исполнители, находящиеся в расцвете сил и таланта, редко попадают в категорию свободных агентов. Клубы стараются продлевать с ними отношения заблаговременно (за год, полтора или даже два до окончания срока контракта), чтобы избежать никому не нужной непредсказуемости. Ни в коем случае не хочу обидеть таких квалифицированных мастеров, как Тимощук, Семшов или Малуда, получивших в августе вольную соответственно от "Баварии", "Динамо" и "Челси" и шагнувших на ступеньку вниз. Их отпустили без всякой компенсации не только из соображений экономической целесообразности, но и с учетом бывших заслуг, своего рода амортизации в команде. Да и возраст у всех троих по футбольным меркам уже солидный: Тимощуку - 34 года, Семшову - 35, Малуда - 33…

А вот молодым игрокам, не старше 23 лет, стоит задуматься перед тем, как добиваться у клуба независимости. По регламенту, уходя в другую команду, они обязаны выплатить бывшему руководству ту самую "компенсацию за подготовку". Еще и с соответствующим коэффициентом - в зависимости от уровня нового клуба (вспомните скандальный переход Григорьева и Маляки из "Спартака" в "Ростов" транзитом через новочеркасский "МИТОС")! Впрочем, эти расходы зачастую берет на себя принимающая сторона, так что игрок внакладе не остается.

Наконец, еще один фокус, связанный с "вольными казаками". Случается, что у футболиста заканчивается контракт с клубом, он не намерен его продлевать, однако накануне Юрьева дня "неожиданно" ставит подпись под новым соглашением. Правда, знакомая история?

На самом деле, однако, это не значит, что игрок вдруг воспылал любовью к нынешнему клубу. Просто стороны идут на хитрость: уйти-то он уйдет, возможно даже, что очень скоро, - вот только не бесплатно, получив от начальства бонус за сговорчивость. Всё дело в цене вопроса.

В общем, не удивлюсь, если, к примеру, Хонда, безуспешно пытавшийся летом переехать в Милан, перед Новым годом продлит контракт с ЦСКА, а в январе - феврале "нечаянно" окажется в каком-нибудь другом западноевропейском суперклубе.