Газета Спорт-Экспресс № 245 (6309) от 30 октября 2013 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 октября 2013 | Авто-мото - Мотоспорт

СПИДВЕЙ

Заканчивается сезон гаревого спидвея и начинается подготовка к ледовому. Своим мнением об общих итогах мотоциклетного сезона и развитии мотоциклетного спорта в Башкирии и России поделился самый титулованный ледовый гонщик мира, 18-кратный чемпион мира и пятикратный чемпион России Николай Красников, который с 2011 года является президентом мотоциклетной федерации Башкирии.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - МИРОВОЙ ПЬЕДЕСТАЛ

- Сезон-2013 подошел к концу, все официальные соревнования по всем дисциплинам завершены, и можно подвести итоги, - заметил Красников. - Зимний спидвей завершился в марте 2013-го. Замечательные были результаты у наших ребят! Они заняли призовые места на чемпионате мира, а сборная России стала чемпионом планеты по мотогонкам на льду. Что касается результатов республики Башкортостан, то наш Центр технических видов спорта вновь продемонстрировал свой высокий уровень. Хотя результат в личном чемпионате мира понизился до второго места. Дело в том, что в этом году меня заменил 22-летний спортсмен Дмитрий Колтаков, который очень радует и прогрессирует от соревнования к соревнованию. Вот он и занял второе место. Причем выступал он на чемпионате мира всего во второй раз!

2013 год для нашего клуба вообще получился успешным. На счету наших гонщиков золото личного чемпионата России, серебряные медали личного чемпионата Европы и командного чемпионата России среди юниоров и мужчин. Сезон был напряженным, мы приняли участие фактически во всех соревнованиях, проходивших в стране, и в ключевых турнирах мирового уровня. Результатами довольны.

После окончания зимнего сезона начались учебно-тренировочные сборы нашей кроссовой команды. Мотокросс - самый массовый вид мотоспорта - в Башкирии набирает обороты. Мы поставили задачу каждый год реконструировать и строить новые профессиональные трассы для мотокросса. На данный момент у нас в республике есть пять профессиональных трасс и около десяти любительских, которые мы планируем привести в должный вид. Одна из них уже имеет лицензию на проведение соревнований уровня чемпионата России, а следующей весной будут лицензированы еще четыре. Тогда республика сможет проводить много всероссийских соревнований по мотокроссу.

Сейчас все мои силы направлены на создание новых проектов. Это не только достижение нашими спортсменами высоких спортивных результатов, но и воспитание молодежи, создание спортивных объектов для массового посещения. На основе опроса поклонников мотоспорта разработан проект "экстрим-парка". Для его строительства в Уфе уже выделен участок в 12 гектаров. Думаю, такой "экстрим-парк" будет первым в России. В нем будет создана инфраструктура для занятий разными направлениями мотоспорта. Это будет наш вклад в приобщение молодежи к здоровому образу жизни. В развитии мотоциклетного направления на территории Башкирии нас поддерживают руководство республики и фонд "Урал". Без их поддержки претворить в жизнь наши проекты было бы невозможно.

Так, 1 сентября 2012 года была открыта школа по мотоспорту, которая принимает детей с 4 до 17 лет. И нас она очень радует.

- Сколько детей занимается в школе?

- В первый год дети занимаются на полуспортивной технике, чтобы получить навыки вождения. В этот период становится понятно, кто из ребят одарен. Самые талантливые переходят в группу спортивной подготовки, где тренировочный процесс более серьезен, нагрузки выше, а техника и трассы сложнее. В первый год через школу прошли 110 человек.

В мотокроссе есть шесть возрастных классов, и все они культивируются в нашем Центре технических видов спорта имени Г.Кадырова. А наша школа является на данный момент самой большой в России. В Башкирии в 2013 году была проведена дюжина соревнований по мотокроссу, некоторые из которых не уступали уровню чемпионата России.

- Получается, Башкирия - центр развития и культивирования мотоспорта в России?

- Верно. Вообще-то вид спорта развивается на коммерческой основе, но наша республика благодаря спонсорской помощи благотворительного фонда "Урал" может приобщать к мотоспорту детей из семей с любым финансовым положением. Таких школ, как в Уфе, в нашей стране больше нет. Обычно обучение идет на платной основе, и родители должны вкладываться в ребенка. Наша школа - это большой успех, и мы очень благодарны "Уралу" за такой шаг в развитии.

Есть и отдача от этих вложений. 7-летний Иван Гаврилов (ЦТВС им. Г. Кадырова) уже стал обладателем Кубка РБ, чемпионом Башкортостана и Челябинской области среди самых юных спортсменов в классе мотоциклов 50 см 3.

Открыт филиал школы, который возглавил заслуженный мастер спорта России Дмитрий Буланкин, - мотоклуб "Умелец". Это молодое звено уфимского мотоспорта, организованное на базе Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО).

В классе юниоров обладателем титула чемпиона России стал Владимир Бобин. Это первая золотая медаль и титул на высшем уровне всероссийских соревнований в истории мотокросса Башкирии!

Мы занимаемся не только достижением спортивных целей, но и ведем большую социальную работу. В нашей мотошколе дети, занимаясь мотоспортом, проходят физическую и военно-патриотическую подготовку, учатся работать с техникой. Все эти навыки пригодятся ребятам в жизни, и мы надеемся, что в нашей школе они научатся четким правилам поведения за рулем мотоцикла на дорогах общего пользования - статистика ведь очень печальная.

- Как обстоят дела с летним спидвеем - гаревым?

- В республике две профессиональные команды по летнему спидвею, которые также финансируют правительство республики и благотворительный фонд "Урал". Спортивный клуб "Октябрьский" в этом году не сумел добиться высоких результатов, сейчас уже приняты меры - произошла смена руководства. "Салават" же, можно сказать, образцовый клуб. Им руководят энтузиасты - братья Сайфутдиновы, которые отдают любимому делу 24 часа в сутки. Хотя бюджет клуба заметно уступает бюджетам ведущих клубов, бьется "Салават" с ними на равных.

Сейчас за "Салават" выступает Эмиль Сайфутдинов - дети продолжили дело выдающегося российского тренера, своего отца Дамира, который в этом году ушел из жизни.

- Эмиль - сильнейший гонщик России, один из лучших в мире. Как прошедший сезон сложился для него?

- Сезон получился сложным. Эмиль работал на пределе, выкладывался на 100 процентов. Он показывал прекрасные результаты на российском и международном уровне. Более чем половину этапов серии "Гран-при" провел лидером, был в полушаге от сенсации. Это большой успех. К сожалению, перед командным чемпионатом мира Эмиль получил травму - сломал ногу, защищать честь страны он просто физически не мог. Но Сайфутдинов залечил травму и смог начать выступления на чемпионате Европы. И опять был в лидерах! Увы, но и чемпионат Европы он завершил досрочно - опять же из-за травм. Хорошо, что полученных очков хватило, чтобы занять в общем зачете шестое место, которое дает право стартовать в "Гран-при" без отбора. Сейчас у Эмиля все в порядке, он прооперирован, восстанавливается и будет готовиться к новому сезону.

- Да, вид спорта - не простой!

- Согласен. У Эмиля хватает сил биться против сильнейших иностранных спортсменов: Тэя Воффиндена, Криса Холдера, Ярослава Гампеля, Ники Педерсена, Томаша Голлоба. Сайфутдинов первым из россиян пробился на международную арену, но следом за ним прорвались и другие наши ребята - братья Лагута, Роман Поважный...

- В каком виде мотогонок Россия наиболее преуспела на международной арене?

- В гонках на льду у нас есть преимущество. Клубов по зимнему спидвею в нашей стране больше, больше и спортсменов, но потихоньку увеличивается интерес к гаревому спидвею. К тому же у нас есть такие талантливые ребята, как Сайфутдинов, как братья Лагута. Мы должны этот вид наращивать - создавать новые клубы, команды. Врываться в Европу и атаковать!

- А как у спидвея в России обстоит дело со зрителями?

- Их количество огромное! Летом стадионы полные. Что касается зимы, то когда в Башкирии проходят этапы чемпионатов мира и Европы, то и в мороз собирается под десять тысяч зрителей. Люди желают смотреть сильные соревнования, хотят видеть иностранных гонщиков, их борьбу с нашими спортсменами. А раз интерес есть, мы будем делать все, чтобы вид спорта жил, процветал и набирал обороты.

Сейчас мы готовимся к новому зимнему сезону. В ближайшее время будет приобретена новая техника для гонок на льду. Планируем сделать шаг вперед и улучшить результаты. Нельзя стоять на месте! Российский болельщик хочет быть уверенным, что мы опять завоюем весь мировой пьедестал. Для нас это главная цель сезона.

Лина ХОЛИНА