ФУТБОЛ
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Закончившие футболисты - клад. Рассказывают многое, не скрывая. На наше счастье, Лахиялов, легенда кавказского футбола последнего десятилетия, гостил в Москве и до отъезда в родную Махачкалу успел заглянуть в редакцию.
Шамиль ЛАХИЯЛОВ: "ТЫ НЕХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК", - СКАЗАЛ Я ХИДДИНКУ"
"ФЛЕШКА"
- Вам 34 года. Не рановато закончили?
- Мне хватило двух недель в "Крыльях", чтоб решить: если получу предложение от "Терека" или "Анжи", еще поиграю. Нет - завязываю. Самара тяжело далась. Все с семьями, я - один. Да и город какой-то серый, мрачный.
- В Грозный семью перевезли бы?
- "Терек" по-прежнему базируется в Кисловодске. Это был бы идеальный вариант - у меня там квартира. Играя за "Анжи", в Жуковском снимал жилье - тоже был с семьей рядом. Я не гуляка, для меня дом очень важен. Трое детей.
- И это не предел?
- От отца отставать не хочу. У него было пятеро.
- У нас мелькнула мысль: может, вы старше того возраста, который записан в паспорте? Потому и заканчиваете?
- Об этом сейчас уже могу рассказать. Воспринимается как приключение. На исходе 90-х в "Анжи" попасть было сложно. Отправился в Азербайджан на товарищеский матч, а там говорят: "Если найдешь свидетельство о рождении 1982 года - оставайся". И я привез документ младшего брата, Рашида.
- Вы настолько похожи?
- В свидетельстве о рождении фото нет. Я - 1979 года, но был маленький, щупленький. Дорос до профессионального футбола. Мне предложили: подделай паспорт - и дальше у нас играй.
- Что помешало?
- У меня по первому контракту зарплата была 470 рублей. Липовый паспорт стоил 4 тысячи. Я плюнул и вернулся в Дагестан.
- Как вас звали в Азербайджане? Шамиль?
- Рашид. Но как-то увидели дагестанскую газету с моей фотографией и подписью: "Шамиль Лахиялов". Меня спрашивают: "Так ты Шамиль?" - "Нет, Рашид". Но азербайджанцы - народ хитрый. Полчаса спустя смотрим телевизор, вдруг кто-то окликнул: "Шамиль!" Я обернулся. И всем стало понятно.
- Признались?
- Все равно держался до конца. Под именем Рашид я и за юношескую сборную Азербайджана отборочный цикл сыграл.
- После тридцати в России трудно найти команду?
- Мне Рома Узденов говорил: "Здесь без разницы - хоть тебе 31, хоть 35, хоть 38. Первая "тройка" - всё, старик…" Единственный шанс - если твой тренер куда-то зовет. А у меня "своего" тренера нет.
- Казалось, Гаджи Муслимович - "ваш" тренер.
- Мне так не казалось никогда. В "Крылья" перешел до него. А разногласия у нас были еще в "Анжи". Если чувствую несправедливость - молчать не буду. Какому тренеру это понравится? В Махачкале от болельщиков на каждом шагу слышу: "Почему ты не в команде, Шамиль?" - "Позовут - я готов! Сам напрашиваться не собираюсь". Чтоб вернуть форму, мне нужно недели две. Ни грамма лишнего веса. На футбольной карьере я поставил точку. Но легко могу переправить ее в запятую.
- Скопили достаточно, чтоб не думать о деньгах в ближайшие годы?
- Пока ни в чем себе не отказываю. Знаю футболистов, которым сбережений хватало на два месяца. А мне умные люди посоветовали вложиться в недвижимость - купил квартиры в Москве, Кисловодске, Махачкале. Сдаю.
- Неужели ресторан вам открыть не предлагали?
- Предлагали, в Москве. Но товарищу выдвинул условие - не продавать спиртное и табак. Тот ужаснулся: "Прогорим! Давай так - прибыль за алкоголь буду брать себе. Тебе - остальное". Но я не согласился. В заведении Шамиля Лахиялова спиртного и сигарет не будет. В Москве без этого ресторан не вытянет.
- А в Махачкале?
- Вполне. У нас их много. Брат такой держит. Правда, раньше алкоголь у него был, но один раз хлопнули - и все, убрал…
- Что значит "хлопнули"?
- Вы не слышали, как это делается в Махачкале?
- Нет.
- У вас есть бизнес, который не соответствует канонам ислама. Вам присылают "флешку"...
- Черную метку?
- Да. "Прекрати торговать спиртным". Некоторые сразу понимают. Кто-то упирается, заводит охрану. Месяц, второй - тишина. Человек успокаивается. А на третий ресторан взрывают. Наша семья потихоньку пришла к исламу, алкоголь брат сам исключил.
- Так почему взорвали?
- Он арендовал помещение. Проблемы возникли у хозяина.
- Жертвы были?
- Нет. Обычно делают так, чтоб никто не пострадал. Либо закладывают взрывчатку в 2-3 часа ночи, либо предупреждают: выходите на улицу. И ставят бомбу.
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Окончание - стр. 16