Газета Спорт-Экспресс № 270 (6334) от 29 ноября 2013 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 ноября 2013 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Всего несколько дней назад Магнус Карлсен взошел на шахматный трон, а через четыре месяца определится имя того, кто бросит перчатку новому чемпиону мира.

Дмитрий АНДРЕЙКИН: "ПЕРЕД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ УЕДУ В ЛЕС"

Большинство ведущих шахматистов можно разделить на две условные категории - тех, кого все знают и о ком говорят, и на тех, кого все знают, но не говорят. Россиянин Дмитрий Андрейкин - из второй категории. Несмотря на массу титулов, его никогда не воспринимали в качестве будущего чемпиона, хотя он того же "чемпионского" 1990 года, что и Карлсен, Сергей Карякин и Ян Непомнящий. Андрейкин в какой-то момент выпал из "ротации", хотя мало в чем уступал своим раскрученным сверстникам. Может, дело в том, что Дмитрий никогда не стремился к известности. Его более чем устраивала спокойная, размеренная жизнь.

Нет, не сказать, чтобы Андрейкин прозябал в провинциальной Рязани. Он получал свою порцию славы, однажды даже нарвавшись на комплимент Карлсена, что к его неординарной игре стоит присмотреться. Рыбак рыбака видит издалека - Магнус на свой лад был похож на Дмитрия, который никогда не занимался у известных тренеров, не ездил по сборам, предпочитая этому творческое уединение. Его не угнетало, что Карякин с Непомнящим, не говоря о Карлсене, раз за разом получали приглашения на престижные турниры, а он оставался дома или удовлетворялся выступлениями в различных европейских лигах. Андрейкин начал было даже задумываться о том, чтобы завязать с шахматами и поискать для себя новую профессию...

Но все вдруг переменилось. Он поехал на высшую лигу чемпионата России - и выиграл ее. Он отправился на суперфинал чемпионата России - и выиграл его. Ему предложили провести матч с Непомнящим - он выиграл и его. И с ходу получил сразу же два приглашения на супертурниры - на московский Мемориал Таля и в Дортмунд.

Первый он закончил в "плюсе", показав, что при желании может сделать ничью с любым шахматистом мира. Второй - завалил, еле-еле уйдя с последнего места. Но и там и там в личной встрече обыграл Владимира Крамника. Как оказалось, это была не последняя их дуэль в этом году. Жребий свел Андрейкина с Крамником на Кубка мира в Тромсе. Не мог не свести: они в ранге претендентов-2014 встретились в финале.

Интересно, что рязанец, высоко ставя супертурниры в Москве и Дортмунде, почти не готовился к "нокауту", точно понимал, что у него не так много шансов, поэтому не стоит и тратить нервы. Он играл расслабленно и ровно, проходя одного соперника за другим в быстрые шахматы. Сперва этими соперниками были малоизвестные шахматисты, а потом - Алексей Дреев, Сергей Карякин, Петр Свидлер и Евгений Томашевский.

Андрейкин, сам того не заметив, проскочил в претенденты! Столь неожиданного и вместе с тем закономерного успеха не было со времен Ханты-Мансийска-2005, когда в число избранных попал 15-летний Карлсен. Причем этот грандиозный успех никак не повлиял на Дмитрия. Он ни на йоту не стал надменнее и не строил иллюзий насчет своего будущего, упорно повторяя, что это просто еще один турнир, который ничего в его жизни не изменит. А вдруг как наоборот? Почему бы не изменить?!

- Участие в турнире претендентов-2014 - огромная радость и большой прорыв для меня, - улыбается Андрейкин. - Я играю в шахматы исключительно для себя. В этом мое отличие от многих шахматистов элиты. Я стараюсь ни с кем и ни о чем не спорить, а если и доказываю что-то, то исключительно за шахматной доской.

- Станет ли турнир претендентов в Ханты-Мансийске определяющим для вас?

- К сожалению, на подготовку у меня остается не так много времени. Я готовился и играл (увы, неудачно) в суперфинале чемпионата России, а потом был командный чемпионат Европы, на котором меня не удовлетворили ни моя игра, ни результат команды (сборная России заняла 3-е место, а Андрейкин набрал на 4-й доске 3 очка из 5. - Прим. Е.А.). Четыре месяца подготовки для такого турнира маловато.

- Известно, что вы работаете над шахматами в одиночестве. Собираетесь ли кого-нибудь привлечь в качестве помощника или решите ничего не менять?

- Разумеется, надо будет кого-то пригласить. Перелопатить в одиночку тот объем информации, который необходим для турнира претендентов, нереально. Поэтому я обязательно кого-нибудь привлеку, возможно, даже не одного. Кто это будет, пока не решил, но, если бы и знал, разглашать не стал бы, как это сделал Карлсен.

Надо уехать куда-нибудь "в лес", чтобы ничего не отвлекало, обосноваться там и начать подготовку. Как это делали Ботвинник, Смыслов. Для меня даже интересно, как это отразится на моей игре. Я ведь никогда ни с кем плотно не работал.

- Начиная работать "как все", не боитесь потерять свою изюминку?

- Сложный вопрос. Думаю, что турнир претендентов - не место для экспериментов, чтобы показать достойную игру, надо быть готовым и физически, и ментально. Я не вижу смыла рассуждать на эту тему: получится у меня - будет хорошо, нет - пойду дальше.

Боюсь ли потерять что-то особенное, что есть у меня сейчас? Не знаю. Но я не хочу быть точно выжатый лимон уже в начале турнира, как на Кубке мира, когда у меня уже после второго круга не было дебюта ни белыми, ни черными. И никто мне не мог помочь.

- Верите ли вы, что в силах совершить рывок на новый уровень и покорить вершину?

- Приступая к чему-то новому, всегда веришь в успех, так что не покривлю душой, если скажу, что не верю. С другой стороны, нельзя вот так какое-то время позаниматься и тут же перепрыгнуть "через ступеньку" в своем развитии. Мне кажется, я чувствую себя очень хорошо, и понимаю, что с увеличением количества знаний не происходит автоматического роста. Это тонкая работа, которую предстоит сделать. А кроме того, чувствую и верю, что своего потолка я еще не достиг... Турнир претендентов в Ханты-Мансийске должен показать, насколько я в этом заблуждался.

Евгений АТАРОВ