ФУТБОЛ
Главный тренер "Севильи" Унаи Эмери встретился на базе клуба с корреспондентом "СЭ" в Испании, чтобы вспомнить о времени, проведенном в "Спартаке".
Унаи ЭМЕРИ: "ФЕДУН СКОРО СТАНЕТ ЧЕМПИОНОМ"
Александр ВИШНЕВСКИЙ |
из Севильи |
Эмери начал говорить о "Спартаке" сам, не дожидаясь вопросов.
- Удивительное совпадение: наш разговор проходит ровно через год после того, как закончилась моя работа в "Спартаке". Последняя игра - против "Динамо" - состоялась в этот самый день. И только теперь я даю первое большое интервью о России. Странно…
- Я пытался сделать с вами интервью еще до того, как вас уволили, но вето на разговор накладывал "Спартак". Почему руководители клуба запрещали вам общаться с российскими журналистами тет-а-тет?
- Меня это тоже удивляло.
- В прошлое воскресенье вы выиграли у "Бетиса" 4:0 в своем первом дерби на "Рамон Санчес Писхуане". Каким вам показался этот матч по сравнению с главным московским дерби - противостоянием "Спартака" и ЦСКА?
- Дебютным для меня оказалось все-таки предыдущее севильское дерби - в прошлом сезоне на стадионе "Бетиса", когда мы сыграли вничью - 3:3. А что касается атмосферы этих встреч… Что в Севилье, что в Москве это страстные и принципиальные игры, которые болельщики выделяют на фоне других матчей. Это больше, чем игра за три очка.
- Фанаты какой из красно-белых команд - "Спартака" или "Севильи" - лучше поддерживают своих футболистов?
- Я бы не стал их сравнивать между собой, но обе фан-группировки, на мой взгляд, лучшие в своих странах. У "Севильи" болельщики очень эмоциональные и страстные, как и у "Спартака". И они по-настоящему верные: остаются со своей командой и в дни побед, и, главное, в дни поражений.
- В испанском чемпионате не слишком приняты массовые поездки болельщиков на выездные матчи. Удивило ли вас в свое время, что фанатский сектор "Спартака" был заполнен в каждой гостевой игре?
- Это было очень приятно. Причем когда мы играли, например, в Краснодаре, то на стадионе было очень много местных болельщиков "Спартака", а не только приехавших из Москвы. И так - повсюду. Я сразу почувствовал, что "Спартак" - это народная команда, за которую болеют по всей стране. Именно в этом ее главное отличие от "Севильи", которая связана прежде всего со своим городом.
* * *
- Почему вы вообще решили покинуть Испанию и искать новый клуб за границей?
- Я провел в "Валенсии" четыре сезона, и мы трижды занимали третье место - сразу после "Барселоны" и мадридского "Реала". Я мечтал о новых вызовах в своей карьере, а найти в Испании команду после "Валенсии" - это сложно.
Вариант со "Спартаком" привлек в первую очередь возможностью выиграть чемпионский титул. Еще это был шанс узнать новую страну, окунуться в незнакомую реальность. Одна беда: перестроиться на другой чемпионат оказалось куда сложнее, чем я думал.
- Кто конкретно пригласил вас в "Спартак"?
- Впервые узнал, что москвичи мной интересуются, когда мне позвонили от Дмитрия Попова. Он и Леонид Федун были теми людьми, которые хотели, чтобы я работал в "Спартаке".
- Вы знали, что идете в команду, в которой генеральный директор раньше работал ее главным тренером и по-прежнему сохраняет тренерские амбиции?
- Хочу подчеркнуть: я очень благодарен "Спартаку", Леониду Федуну, Дмитрию Попову. Должен быть благодарен и Карпину. Но получилось так, что мы не работали все вместе, в связке, у нас не получилось хорошего сотрудничества, и при этом мои знания о российской лиге были явно недостаточными.
У меня не было времени изучить все нюансы российского футбола, понять "Спартак" изнутри. И это стало тормозом.
К сожалению, я не смог достичь взаимопонимания с Поповым и Карпиным. Не считаю, что это чья-либо вина. Просто у нас не получилось работать вместе.
Я по-прежнему слежу за командой. Мне симпатичен "Спартак", я отношусь к нему с большой нежностью и симпатией, искренне желаю удачи всем руководителям клуба. Все мы тогда немного ошибались - и я, и президент, и Карпин, и Попов. Жаль, что нам не удалось сработаться.
- С самого начала?
- Начиналось все хорошо, я был доволен. Мы одержали три победы в трех стартовых турах чемпионата России, прошли "Фенербахче" в квалификации Лиги чемпионов и вышли в групповой этап, что было очень важной задачей. Команда с новым тренером хорошо развивалась. Но прошло месяц-два, и я перестал узнавать команду. Многие футболисты не выдерживали темпа, игрового ритма. А самое печальное, что некоторые перестали выкладываться, отдавать все свои силы на поле. Они оставались равнодушными к тому, что происходило.
Этих людей нужно было убрать из команды. И сейчас их в "Спартаке" нет. Уже тогда Карпин, Попов и Федун знали, кого конкретно надо поменять. Что в итоге и было сделано, но уже после моего ухода. А у меня не хватило времени, чтобы понять, что на этих футболистов нельзя рассчитывать.
- Если бы у вас было больше времени, ситуация исправилась бы?
- Нет. Главная проблема была не в том, что мы не выигрывали. Проблема была в том, что команда перестала быть командой. Это нормально, что тренера увольняют, если нет результата. Мы были разъединены - и с футболистами, и с большинством руководителей клуба. Только Леонид Федун всегда помогал мне и поддерживал.
Вдобавок не было никакого контакта с журналистами в России, и это тоже стало проблемой. Ни единого журналиста среди друзей! Так нельзя: корреспонденты располагают информацией изнутри, и важно поддерживать с ними отношения, чтобы быть в курсе разнообразных течений. В итоге я не смог вовремя узнать, что обо мне из клуба распространяется негативная информация.
Я видел, что остался в одиночестве. Мне жаль, что так получилось, потому что я хотел работать в "Спартаке" долго. Хотел хорошо работать и привести "Спартак" к чемпионству. В последние дни моей работы в "Спартаке" Федун по-прежнему старался меня поддерживать, но команда уже не работала. Повторю: она перестала быть командой.
Окончание - стр. 7