Газета Спорт-Экспресс № 285 (6349) от 17 декабря 2013 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 декабря 2013 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ЕСТЬ ТЕМА

США

"МОНЕТИЗАЦИЯ" ПО-АМЕРИКАНСКИ

Помните ли вы историю с Нэнси Керриган - американской фигуристкой, которая в Лиллехаммере-1994 проиграла золото украинке Оксане Баюл? Перед теми Играми красивая Нэнси соперничала с не очень красивой Тоней Хардинг, а та, дабы уравнять шансы, на пару со своим женихом наняла одного придурка, чтобы тот стукнул Керриган трубой по коленям.

Для Тони вся эта хитроумная затея закончилась плачевно: на Играх она выступила плохо, а потом была осуждена, дисквалифицирована, после чего растолстела и побиралась выступлениями в женском боксе. А Нэнси (нанятый Тоней суперкиллер сумел сломать лишь стеклянную дверь при попытке к бегству, а колени и воля фигуристки нападение пережили) стала героиней Америки. После возвращения с Игр к ней выстроилась очередь из рекламодателей: всем хотелось, чтобы яркая девушка, жертва происков гадины-конкурентки и мирового заговора судей (а как же еще объяснить серебро?), стала лицом их компании.

Пригласили Нэнси и в популярную юмористическую передачу Saturday Night Live , в которой она сыграла саму себя. Сюжет был такой: фигуристка дает интервью в компании бобслеиста, который сломал обе ноги, и биатлониста, которому отстрелили половину лица. Интервьюер, конечно же, интересуется только коленом Керриган. Биатлониста, например, спрашивает: "Вот вы почувствовали ее боль?" Ну а потом идет обсуждение того, кто как заработает на статусе олимпийца. Керриган долго перечисляет компании, которые она будет представлять. А бобслеист, помявшись, бубнит: "Сначала мне предложили рекламировать компанию, делающую бобы… Но потом они все-таки решили заключить контракт с Керриган". Занавес.

В общем, это и есть наглядный пример того, как американские олимпийцы обращают свои успехи в деньги. Или не обращают. Тут уж кому как, ибо в их капиталистическом мире никому ничего не гарантировано, и ключи от квартиры в областном центре никого по возвращению на родину не ждут. Американские призовые, начисляемые от щедрот спонсоров, покажутся вам смешными. Ну что такое 25 тысяч за золото? Подачка! И каждому приходится "монетизировать" свои медали, как фишка ляжет.

Главная статья доходов, конечно же, - реклама, и торил этот непростой путь для американских олимпийцев сам великий Марк Спитц. В советской прессе писали, что он продал идеалы спорта за длинный доллар и что его имя проклято прогрессивной спортивной общественностью планеты. На самом деле Спитц стал безумно популярен, и Уолл-стрит метал в него деньгами со страшной силой. Спитц продавал молоко, плавки, бритвы и прочие побрякушки. Правда, актерских способностей у пловца было лишь чуть больше, чем у стартовой тумбочки, поэтому интерес рекламодателей вскоре охладел. Но свои миллионы Марк ухватить успел и в дальнейшем жил в полном комфорте.

Как показывают примеры Спитца и Керриган, для успешной жатвы на рекламной ниве требуются подходящая внешность и "знаковый" вид спорта. Про Майкла Фелпса и говорить нечего (там счет шел на десятки миллионов долларов в год), а вот его коллега Аманда Бирд, у которой со внешними данными все было в полном порядке, вдобавок к откровенным роликам еще и в "Плейбое" снялась.

Но в целом рекламная карьера олимпийцев, как правило, недолговечна. За место на рынке приходится конкурировать с матерыми профи из НБА, бейсбола, американского футбола и тенниса, а они в отличие от фигуристок, гимнасток и пловцов на слуху постоянно, а не раз в четыре года. Поэтому бизнес-модель тут простая: урвать что можно сразу, пока твое имя не стерлось из памяти фаната очередным тачдауном или хоум-раном. Вот престарелый Спитц, например, еще сумел засветиться в том же скандальном ролике с Бирд, но его появление на экране уже сочли необходимым сопроводить подписью: "Марк Спитц, семикратный олимпийский золотой медалист". Как вы думаете, нуждался бы в подобных субтитрах Майкл Джордан?

Чуть более постоянный денежный ручеек течет из долины "мотивационных речей", которые полагается толкать за хорошую плату перед работниками корпораций и студентами вузов. Считается, что если олимпийский чемпион, например, в толкании ядра, расскажет вашим менеджерам среднего звена о том, с какой страстью он преодолевал встретившиеся ему на пути преграды, то менеджеры тут же начнут с таким же усердием толкать свой сизифов камень квартальной отчетности.

Однако пробиться в такие вот "гест-спикеры" не легче, чем в рекламу. Тут кроме достижений и харизмы еще совершенно необходима интересная биография. Непременно надо либо выиграть что-то невозможное, либо выздороветь от чего-то неизлечимого. Если вы прожили свою спортивную жизнь, как в песне Высоцкого: "переодеться и в спортзал", - то офисный планктон уйдет немотивированным, и грош вам будет цена.

Хоккеист Майк Эруционе (творец того самого "Чуда на льду" Лейк-Плэсид-1980) до сих пор зарабатывает такими речами, но не так чтобы очень много. Недавно автор победного гола Мышкину продал на аукционе собственный игровой свитер.

Так же зарабатывает на жизнь и борец Рулон Гарднер, победивший Александра Карелина в Сиднее-2000. Правда, официальный веб-сайт "спортсмена-спикера" почему-то называет его олимпийским чемпионом по дзюдо, а темы его речей снабжены подзаголовком "Добавить сюда сколько-то слов, чтобы заполнить место", но, судя по всему, клиентов у Рулона хватает.

Да и вообще вся американская система, предусматривающая и механизмы самофинансирования спортивных карьер, как-то направлена на подготовку спортсменов к жизни в большом и страшном мире за пределами стадиона-бассейна-трассы. Деловая хватка у олимпийских янки - столь же необходимый атрибут деятельности, как общефизическая подготовка и режим питания.

Слава МАЛАМУД

Вашингтон