ШАХМАТЫ
За сутки до крайнего срока, установленного ФИДЕ, Виши Ананд все-таки согласился сыграть в турнире претендентов-2014 в Ханты-Мансийске .
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Почти два месяца, сразу по окончании матча на первенство мира между Анандом и Магнусом Карлсеном, шахматный мир жил в обстановке легкого траура. Дело в том, что экс-чемпион из Индии в своих интервью не раз - и прямо, и косвенно - намекал на то, что у него больше нет желания бороться за корону. Тем самым закрывалась целая глава, одна из самых ярких в шахматной истории последних десятилетий...
Что послужило причиной для такого решения? Было ли это следствием шока от течения поединка в Ченнае или сказывалась общая усталость от игры, которой была отдана большая часть жизни? Никто не мог найти ответа на этот вопрос. Но, судя по всему, Ананд, еще раз взглянув на пройденный путь, нашел мотивацию снова сесть за доску.
В связи с решением Виши у "СЭ" появилось желание вспомнить - как сложилась судьба других шахматных королей после потери ими титула чемпиона мира.
Вильгельм СТЕЙНИЦ (уступил титул в 1894 году, чемпион мира на протяжении 8 лет). Справедливости ради надо сказать, что, когда он проиграл 26-летнему Ласкеру, первому чемпиону было уже 58 лет и его лучшие годы остались позади. В 90-е годы всех интересовал лишь вопрос - кто и когда пододвинет старого льва с пьедестала? Но лишившись короны, Стейниц и не думал смириться со своей участью. Следующие три года он продолжал входить к когорту, успешно выступая в турнирах. И только после отрезвляющего матча-реванша (+2-10=5) его результаты пошли на убыль.
Эммануил ЛАСКЕР (1921, 27). Он мог расстаться с титулом чемпиона еще в 1914-м, но проведению его матча с Капабланкой тогда помешала Первая мировая война. Спустя семь лет он самолично приехал на Кубу, чтобы подороже "продать" корону, но в душе продолжал считать себя лучшим в мире, что не раз подтверждал: в Нью-Йорке-1924 (1-е место на 1,5 очка впереди Капабланки), Москве-1925 (2-е место на 0,5 очка впереди Капабланки), Москве-1935 (3-е место, снова впереди Капабланки). И только в 1936 году, в возрасте 68 лет, Эммануил постепенно отошел в тень.
Хосе-Рауль КАПАБЛАНКА (1927, 6). Главной причиной его проигрыша Алехину в Буэнос-Айресе все в один голос называли недо-оценку своего соперника. Даже после блестящих побед нового чемпиона мира в Сан-Ремо (1930 - 14 из 15) и Бледе (1931 - 20,5 из 26) Капабланку продолжали считать единственным реальным соперником в битве за корону. Но... кубинец так и не смог преодолеть им же самим возведенного "золотого вала" (претендент был обязан собрать призовой фонд матча не менее 10 000 долларов) и до конца жизни жил с обидой. О том, что Капа мог вернуть себе корону, говорят его прекрасные результаты - вплоть до АВРО-турнира-1938 Хосе-Рауль ни в одном крупном соревновании ни разу не оставался за чертой призеров.
Александр АЛЕХИН (1946, 17). Первый российский чемпион мира ушел из жизни непобежденным. Матч со стареющим, больным Алехиным могли сыграть Сало Флор, Пауль Керес и Михаил Ботвинник, но... так и не сыграли из-за Второй мировой войны.
Макс ЭЙВЕ (1937, 2). Голландец, который на два года "одолжил корону чемпиона" у Алехина, никогда не считался сильнейшим шахматистом мира, и его не без того довольно скромные результаты с утерей титула почти никак не изменились...
Михаил БОТВИННИК (1963, 13). Став чемпионом мира в 1948 году, Ботвинник за три следующих года не сыграл ни одной турнирной партии и, чудом отстояв звание в матче с Давидом Бронштейном (1950), с грустью констатировал, что он теперь лишь "первый среди равных". Впрочем, это не помешало ему в блестящем стиле выиграть матчи-реванши у Смыслова (1958) и Таля (1961). Уступив титул Петросяну, Михаил Моисеевич, лишенный права на матч-реванш, играл мало, сразу сообщив, что в борьбе за титул участия принимать не будет. Но большую практическую силу он сохранял вплоть до своего 60-летия.
Василий СМЫСЛОВ (1958, 1). По утверждению Смыслова, он играл матч-реванш с Ботвинником с воспалением легких и не сумел оказать достойного сопротивления. Не повезло ему и с дальнейшими соперниками - в 60-е один за другим поднимались Таль, Спасский, Фишер, противостоять которым возрастной экс-чемпион уже не мог. Только в 80-е у него случился ренессанс, когда 63-летний Смыслов добрался аж до финального матча претендентов, в котором уступил 21-летнему Гарри Каспарову.
Михаил ТАЛЬ (1961, 1). Уступив Ботвиннику, "гусар из Риги" еще добрых четверть века оставался реальным претендентом в борьбе за титул чемпиона мира. Болезнь не позволила ему оказаться на вершине в ТП Кюрасао-1962, в 1965-м в финальном матче претендентов его одолел Спасский, в 1968-м в полуфинале - Виктор Корчной. После блестящей победы в межзональном (1979) Таля считали главным соперником Карпова, но он сошел с дистанции в 1/4 финала, уступив Льву Полугаевскому.
Тигран ПЕТРОСЯН (1969, 6). Со второй попытки уступив Спасскому, Петросян не утерял чемпионских амбиций, но в претендентах судьба раз за разом сводила его с "заклятым другом" Корчным. Однажды в 1971-м Тигран прошел его и схлестнулся с Фишером, трижды (1974, 1977, 1980) тот оказывался непреодолимой преградой.
Борис СПАССКИЙ (1972, 3). Будучи лучшим турнирным бойцом 60-х, прорвавшись к титулу чемпиона, Спасский во многом утратил былые амбиции. После матча с Бобби Фишером его наивысшим достижением стала победа в звездном чемпионате СССР 1973 года, после чего карьера пошла по нисходящей. Хотя Спасский дошел до 1/2 финала матча претендентов с Карповым (1974), а три года спустя решал с Корчным, кто выйдет на молодого чемпиона, больших иллюзий он уже не питал.
Бобби ФИШЕР (1975, 3). Став чемпионом мира в 1972 году, американец не сыграл больше ни одной турнирной партии. Не сел он за доску и после того, как ФИДЕ в 75-м лишила его титула. Лишь спустя 20 лет блудный Фишер явился, чтобы провести ретроматч со Спасским в пылающей Югославии, после чего снова исчез - уже навсегда.
Анатолий КАРПОВ (1985, 10). Уступив титул Каспарову, Карпов почти десять лет цеплялся за титул. Беспрецедентная серия поединков между двумя "К" (1985, 1986, 1987, 1990) приподняла шахматы на небывалую высоту как в плане общественного интереса, так и с точки зрения развития самой игры. На марафонской дистанции в 120 партий Карпов уступил лишь два очка, вплоть до 1994 года, когда он с блеском победил в Линаресе (11 из 13), оставаясь основным соперником Каспарова. На излете карьеры Анатолий успел дважды (1996 и 1998) стать чемпионом мира ФИДЕ.
Гарри КАСПАРОВ (2000, 15). Он сам выбрал себе "палача" - вызвал Крамника, не имевшего никаких прав на поединок с чемпионом, и вычеркнул из положения пункт о матче-реванше. Три следующих года Каспаров взывал к справедливости - сперва к Владимиру, затем к ФИДЕ, затеявшей масштабную операцию объединения. И все это время он не сидел на месте, продолжая выигрывать почти всюду. Но шанса еще раз сыграть за корону Гарри так и не получил. После того как сорвались переговоры о его матчах с Крамником, Русланом Пономаревым и Рустамом Касымжановым, он завершил свою карьеру. Уходя, Каспаров оставался № 1 по рейтингу в мире...
Владимир КРАМНИК (2007, 7). Дважды уступив Ананду - сперва в турнире, затем в матче за корону, - Крамник как будто сбросил камень с шеи. Первой его реакцией было отказаться от борьбы за титул, но потом, видимо, решив, что экс-чемпионство не накладывает на него никаких обязательств, он с увлечением включился в гонку. В коротких матчах претендентов-2011 он в 1/2 финала уступил Александру Грищуку, но зато весной-2013 едва не отодвинул Карлсена от матча за корону, поделив с ним 1-е место в Лондоне. В Ханты-Мансийске Крамник сделает третий претендентский заход. Многие именно в нем видят главного претендента на победу в турнире.
Ну а какой станет "жизнь после смерти" для Виши Ананда?
Евгений АТАРОВ