ФУТБОЛ
ЕСТЬ ТЕМА
У России практически не осталось представителей в футбольных клубах Европы. Почему же наши игроки перестали уезжать? Россияне - плохой товар на экспорт? Или у самих футболистов нет стимула что-то менять?
ИХ И ЗДЕСЬ НЕПЛОХО КОРМЯТ
В лихие девяностые целую страницу в "СЭ" - каждую неделю! - занимал калейдоскоп "Наши за рубежом". Выступало их "там" очень много, запомнить всех совершенно не представлялось возможным, а длинная-предлинная таблица с указанием, сколько минут сыграл в очередном туре каждый из россиян, с большим трудом вписывалась в границы газетной полосы.
При этом статистика чемпионата России со всеми его жемчужинами запросто умещалась в абзац.
Времена шли и на ходу менялись. Список редел, мельчал, скукоживался и однажды совсем исчез. Теперь достижения группки футболистов, представлявших Россию в иностранных чемпионатах, усваивались и без таблиц. Про всех и каждого знали в точности: эти в порядке, те поигрывают в основе, тогда как третьи в безвылазном запасе.
И, наконец, не осталось ни достижений, ни футболистов. Единичные случаи стремятся к тому, чтобы их не учитывать: Погребняк пылит вдали от глаз, в Чемпионшипе, Черышев лечится, Измайлов уже не лечится. В "Большой Европе" наших, по сути, нет. А чемпионаты Чехии и Казахстана мы и в девяностые не регистрировали.
Почему так происходит, все прекрасно знают. Зачем куда-то ехать, если и дома неплохо кормят? Это после развала Союза гнали без оглядки, куда получится. Согласны были даже на "Логроньес" с "Фоджей", лишь бы не в России за копейки. Несравненного Добровольского динамовский командир Толстых сбыл в "Дженоа"; в Сантандере образовалась целая русская диаспора, сплошь из ведущих игроков сборной; переход в "Реал Сосьедад", "Бордо", "Карлсруэ" вообще означал, что жизнь удалась.
Сейчас трансфер в Сан-Себастьян никто не поймет. Чем борьба за "зону УЕФА" на чужбине, да не в самом фешенебельном городе, лучше чемпионской гонки в Москве или Питере? Но тогда клубы "оттуда" воспринимались нами с пиететом: в глаза мы их практически не видывали, знали в основном по названиям. Поэтому понятие "иностранный клуб" по умолчанию значило "качественный".
К тому же в Европе существовал лимит - три-четыре легионера на состав. Потому и крепкие команды международного калибра имелись повсюду, от Бремена до Виго: просто потому, что звезды не концентрировались в нескольких суперклубах, а размазывались тонким слоем по всем лигам. Хлебные места были плотно забиты, предложения - ограничены, ехать следовало просто в страну.
В конце концов, припеваючи жить по сравнению с постсоветской Москвой можно было в любом западноевропейском углу, на любом западноевропейском отшибе. Знаменитая торговка живностью - Португалия - и та считалась богаче, цивилизованнее и покупала наших футболистов.
А теперь нас за границей - около ноля. Как при советской власти.
Проблема ли это? Как посмотреть. Англичане, итальянцы, немцы за пределами своих стран ныне тоже наперечет. Испанцы потихоньку возвращаются на родину. Джентльмены удачи украинцы тоже по домам, сколько бы ни клокотали про всеобщий жгучий интерес к Коноплянке с Ярмоленкой.
Вот и россияне сидят на печи, никуда не рвутся. Во-первых, спрос на них невелик. Нынешнее поколение не отягощено избытком мастерства и талантов. Не случайно же Широков, половину карьерного срока благополучно провалявший дурака, едва взялся за ум, сразу стал значительно сильнее всех - что итожит и подчеркивает уровень остальных, тренирующихся без передышки десятилетия напролет. И Зырянов говорил о том же самом, когда его на безрыбье признали лучшим в стране.
Во-вторых, русские ценники иностранцам не по карману. Никуда не денешься - кризис. Экономики агонизируют, государства протягивают руки, чтобы не протянуть ноги. Лишь несколько передовых клубов могут себе позволить прежний финансовый оборот и масштаб затрат. Но эти клубы собирают под знамена лучших футболистов мира, в число которых россияне не входят. Не в "Сосьедад" же ехать.
Ну и, в-третьих, у нас тоже лимит. На своих. Какими бы деревянными ни были наши игроки, их нужно выпускать на поле числом не менее пяти. А их не хватает. Продавать кого-то в этой ситуации - себе дороже. Сычева, наоборот, вернули из белорусской ссылки. Булыкина где-то разыскали. Отряхнули от звездной пыли, отмыли от бронзы и погнали в бой. Все для лимита!
Это круг взаимоисключающих факторов. Российские игроки дефицитны и в большинстве своем не отвечают необходимому уровню, но наши клубы обязаны их использовать, и цена на них завышена. Загранице они неинтересны ровно по тем же причинам - слишком дорогие для своего невысокого качества.
Выстраивается целая система. Кухня с кастрюлями, варящими наш футбол в его собственном соку. В ней уютно, например, агентам, которым куда проще обстряпывать дела на родине, снимать сливки с баснословных сделок, крутить-вертеть иными клубами, а при случае взбить коллективную бузу.
Они, конечно, найдут себя и в безлимитных условиях, переориентировавшись на эшелонированную поставку сюда сомнительных иностранцев. Лишь бы наши детские школы не принялись поднимать как на дрожжах хорошо подготовленную молодежь. Иначе предложение качественной рабочей силы превысит спрос и опрокинет навзничь цены, зарплаты и агентскую маржу.
В общем, заново напрудить Европу нашими футболистами в ближайшее время не получится. Да и нам с вами какая радость болеть за "Хетафе" с Тарасовым или "Кьево" со Смоловым? А "Шальке" с Кокориным вполне уложится в ряд единичных случаев, бродящих около ноля.
Вот когда Кокориных с Тарасовыми нам самим будет некуда девать…
Евгений ЗЫРЯНКИН