ШАХМАТЫ
Интервью "СЭ" дал новый президент Российской шахматной федерации, избранный на этот пост в начале недели.
Андрей ФИЛАТОВ: "НАЧНУ С МУЗЕЯ ШАХМАТ"
Слухи о том, что именно Андрей Филатов, получивший известность в шахматном мире после того, как в 2012 году с блеском провел матч на первенство мира Ананд - Гельфанд, сменит на "капитанском мостике" Аркадия Дворковича, поползли еще до Нового года. Для этого у Андрея Васильевича было все необходимое: и авторитет, и влияние, и деньги, но самое главное - искренняя любовь к древней игре... В свое время он не стал профессионалом в шахматах, зато в полной мере реализовал свои таланты в бизнесе, несколько лет назад войдя в список Forbes .
Новый президент РШФ, едва вступив в должность, не торопится давать интервью - надо сперва войти в курс дела, но для "СЭ" Филатов сделал исключение.
- Стать президентом федерации - это была ваша собственная инициатива или вы откликнулись на предложения бывшего руководства?
- Я получил предложение, которое показалось мне достаточно интересным. Я давно и хорошо знаю шахматный мир, сам когда-то собирался стать профессиональным шахматистом. С предыдущим руководством РШФ мы организовали несколько знаковых событий - чемпионат мира в Третьяковской галерее, Мемориал Алехина в Лувре и Русском музее. Соревнования эти прошли достаточно успешно. Когда ко мне обратились, долго не раздумывал: почувствовал, что готов возглавить федерацию.
- Вы известны как шахматный меценат, зачинатель идеи "шахматы в музеях". Интересно ли вам будет в качестве шахматного чиновника?
- Конечно, я рассчитываю на то, что эта работа будет в первую очередь полезной. Но и интересной тоже. Иначе зачем было соглашаться? Возможности, которые предоставляют шахматы для общества, уникальны. Это не только спорт высших достижений, но и проекты социальной реабилитации людей, возможность вырастить интеллектуально развитое поколение. Исследования показывают, что шахматисты никогда не употребляют наркотики, и это еще одна веская причина для того, чтобы делать наш вид спорта максимально популярным, особенно среди молодежи.
- Последние годы федерация реализовывала довольно последовательную программу развития: избавилась от долгов, стала проводить массу новых соревнований. Вы собираетесь придерживаться прежнего курса или нас ждут перемены?
- Вместе с новым руководством всегда приходят перемены, но я надеюсь, что они будут позитивными. Основной вектор развития федерации на ближайшие годы - популяризация детских шахмат, школьные и студенческие программы, "Белая ладья". Но, конечно, условия для профессионалов хуже не станут - мы по-прежнему будем проводить серьезные турниры и бороться за медали на командных соревнованиях.
- Останется ли в прежнем объеме финансирование РФШ? Будете выделять на него собственные деньги или станете искать спонсоров?
- Сейчас мне сложно сказать, каким будет объем финансирования в РШФ, нужно несколько недель на то, чтобы разобраться, какие именно средства необходимы. Что касается второго вопроса - бюджет будет пополняться и из моих личных средств, и из спонсорских денег. Предыдущие руководители РШФ проводили большую работу со спонсорами, успешно наполняли бюджет федерации, и мы тоже будем работать в этом направлении. На свои деньги я уже начал восстанавливать музей шахмат в Центральном доме шахматиста. Это будет первый подобный музей в стране! Вход сделаем бесплатным, а в самом музее запланирована большая лекционная и экскурсионная программа.
- Сохраните ли турниры, которые в последние годы уже стали лицом РШФ? Тот же Мемориал Таля, суперфинал чемпионата России, Мемориал Алехина?
- Конечно, помимо суперфиналов мы планируем проводить большой супертурнир мирового уровня. Скорее всего, он состоится после шахматной олимпиады (август, Тромсе. - Прим. Е.А.), подготовка к которой является приоритетной для наших шахматистов. Мне трудно ответить точнее, требуется время, чтобы утвердить календарь РШФ в новой редакции. Но основные его параметры в 2014 году останутся неизменными.
- В случае победы в турнире претендентов российского участника, возможна ли организация в России матча на первенство мира?
- Давайте сначала дождемся этой победы. Мы помогаем нашим претендентам готовиться к турниру в Ханты-Мансийске, делаем то, что от нас зависит. Конечно, я искренне желаю победы одному из четырех представителей России. Однако спорт непредсказуем, а многие шахматисты суеверны, мне не хочется гадать, что будет, если кто-то из наших гроссмейстеров победит.
- Все знают, что вы близкий друг Бориса Гельфанда, с которым вместе учились в Минске. С кем еще из больших шахматистов поддерживаете отношения?
- Из чемпионов мира - с Владимиром Крамником и Анатолием Карповым, который согласился стать вице-президентом РШФ, за что я ему очень признателен. С кем-то из выдающихся гроссмейстеров я только начинаю знакомиться, а с кем-то дружу больше 20 лет.
- Каковы ваши отношения с первыми лицами ФИДЕ? И собираетесь ли на президентских выборах в августе-2014 поддерживать Кирсана Илюмжинова?
- Отношения у нас Кирсаном Николаевичем хорошие, рабочие. Он много работает для популяризации и развития шахмат во всем мире. Еще в ноябре прошлого года стало известно, что Российская шахматная федерация поддерживает его кандидатуру. Я совершенно согласен с этим решением наблюдательного совета РШФ. Мы много и успешно сотрудничали с ФИДЕ в прошлом, в России проводились крупнейшие турниры. И я рассчитываю на продолжение этого сотрудничества.
- На какой срок вы стали президентом РШФ?
- Выборы руководства РШФ проходят раз в четыре года. Предполагаю, что это будут непростые годы, перед нами стоят сложные и интересные задачи, которые мы будем решать, привлекая все лучшее, что есть в шахматном мире. Надеюсь, у нас получится добиться прогресса как в популяризации шахмат, так и в выработке механизма устойчивого финансирования этого прекрасного спорта.
Евгений АТАРОВ