Газета Спорт-Экспресс № 34 (6393) от 17 февраля 2014 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 февраля 2014 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ЛЫЖИ

Россияне усилиями Александра Легкова сумели переломить неудачный ход вчерашней мужской эстафеты. На финише Максим Вылегжанин забрал то, что нашей сборной принадлежало по праву, - серебро. Золото заслуженно выиграли шведы, доминировавшие на лыжне все полтора часа гонки.

СБОРНАЯ С УСАМИ

Сергей БУТОВ

из Красной Поляны

В те минуты, когда на лыжне уже вовсю стучали друг друга по палкам участники первого классического этапа, в пресс-центре "Лауры" чуть не рухнул потолок. Кричали репортеры-чехи. Их соотечественница Ева Самкова, с нарисованными над верхней губой усами в цветах чешского флага, вырвала победу в сноуборд-кроссе.

Я вспомнил те усы, когда Александр Легков зерноуборочным комбайном "Сталинец" стал вспахивать лыжню на последнем подъеме своего третьего этапа. Обмякли где-то позади соперники, таял разрыв до шведа Йохана Олссона: 25 секунд, 20, 15… Не в секундах даже было дело: на глазах у нас происходило что-то очень важное. Я вам одну вещь скажу, только вы не обижайтесь: нам таких спортсменов "с усами" страшно не хватало.

Мы всю неделю, что шел олимпийский лыжный турнир, смотрели на "Лауре" на чужие подвиги. Ахали, охали, восхищались бесстрашием Юстины Ковальчик, силой духа Шарлотты Каллы, железной волей Даниэля Рихардссона и того же Олссона, а сами по ночам лили крокодиловы слезы.

На каждой новый подвиг конкурентов только загибали пальцы. Вот бы у нашего Легкова не сломалась палка в скиатлоне. Вот бы нашему Вылегжанину там же не мешали на финише. Вот бы наш Устюгов не упал на спуске в спринте.

Легков стал вчера нашим Самковым. Или Самцовым, называйте как хотите. После многих лет разочарований, горьких неудач и бледной немощи на самых важных турнирах он на глазах у всего мира показал: есть у него не только усы, но и другие органы, без которых в профессиональном спорте делать нечего.

И не у одного Легкова - у всей команды.

* * *

Было бы большим преувеличением сказать, что сборная России золотые награды проиграла. Их выиграли шведы - феноменально готовая к этой Олимпиаде команда, не знающая и не желающая знать преград на своем пути к медалям.

Их мощь и сила в Сочи для всех остальных - секрет Полишинеля.

Перед началом эстафеты по капельке поступала информация из расположения команды. Накануне гонки на традиционном командном собрании звучало как набат: "Шведы, шведы, шведы…" Следить, держать, не отпускать!

Легко сказать - труднее сделать. Все были уверены, что на два первых классических этапа те выставят героев 15-километровой классической разделки Олссона и Рихардссона, выигравших серебро и бронзу. Но затемпературил вроде как потенциальный финишер Калле Хальварссон, и Олссона бросили на "конек". Забойщиком же выставили молодого Ларса Нильсона. Журналисты сунулись в досье: кто такой, где играл? Стали руки потирать - ну, сейчас мы этим шведам вломим!..

А Нильсон этот в эстафете проявил себя адмиралом, а не дебютантом. Получил команду, встал впереди всей группы, сжал зубы и пошел крушить всех, только рыжие кудри торчком из-под шапочки встали. К концу его этапа от пелотона остались жалкие осколки.

Наш Дмитрий Япаров на передаче был только восьмым, почти в полминуте от лидеров. Александр Бессмертных на втором этапе довольно быстро сформировал группу преследования из пяти гонщиков. Задача для Бессмертных была понятна: догоняй!

А как догонять, когда впереди без страха и упрека "натягивает" огромный, костлявый Рихардссон, а попутчики вперед высовываться не думают? Логика конкурентов проста и понятна: эта Олимпиада русских, им и палки в руки.

В конце второго круга из-за спин атаковал чех Лукаш Бауэр, а Бессмертных не успел подстроиться под сумасшедший темп. И завис меж двух огней. Пока Рихардссон с финном Иво Нисканеном устраивали пелотону кровавую "баню", секундомер хладнокровно отсчитывал наше отставание.

41 секунда разделяла Легкова и Олссона на старте третьего этапа. И четыре места, каждое из которых никто и никому уступать не собирался.

И сразу в воздухе повис вопрос ребром: штурм или осада?

Три года назад, во время эстафеты на чемпионате мира в Осло, Легков, оказавшийся в аналогичной в общем-то ситуации, выбрал штурм. Закончилось все это драматически: он резко сократил отставание от лидеров, а когда те на свеженького прибавили, из Александра словно выпустили воздух. Итог: позорное седьмое место в эстафете и клеймо "не эстафетчика", поставленное Еленой Вяльбе на Легкове персонально.

Вчера Александр выбрал осаду. И вскоре стало ясно: не в приметах дело, а в физической форме. В Осло она у него была одной, в Сочи - другой. Это и есть опыт.

Почти два круга из трех Легков работал в темпе Олссона, отправившегося в сольное путешествие за золотом. А на последнем, когда беречься не было ни смысла, ни мочи, мы увидели, на что он готов. И все остальные увидели. С пятого места Россия прыгнула сразу на второе. На эмоциональном подъеме мелькнула мысль: да Вылегжанин сейчас в два счета отыграет 14-секундное отставание от Маркуса Хельнера - подумаешь, какая птица!

Но время шло, а дистанция держалась. И первыми все поняли отнюдь не мы, а сам Максим, не рвавшийся за журавлем в небе. Хельнер финишировал со шведским флажком в руках, Вылегжанин - с серебром для всей эстафетной команды.

Первым в новейшей истории России на зимних Олимпийских играх.