ОЛИМПИЗМ
ЛЫЖИ
Никита КРЮКОВ: "ХОТЕЛ ЗОЛОТО - И НА ХОККЕЙ"
Дмитрий СИМОНОВ |
из Красной Поляны |
- Первое чувство после финиша - досада, потому что не смог выиграть, - начал Крюков. - На последнем повороте видел, что финн идет рядом, буквально в 7-10 метрах. Подумал в тот момент, что просто обязан его обыграть! Что это золотая медаль! Пытался, бился. Но финн не сдавался...
- Вы видели эпизод, когда он подрезал немца?
- Я видел, как немец уже упал. Мне пришлось его объезжать, чтобы не завалиться. Все равно был контакт, я зацепился лыжей. Во время падения немец широко раскинул ноги и руки. Не помню, какую именно часть его тела задел. Хорошо, что устоял, вовремя попал в лыжню, не упал и вновь включился в борьбу за победу. Но из-за этого инцидента потерял позицию и скорость, тогда как финн спокойно ехал дальше. Неизвестно, смог бы я его обогнать, но до инцидента все шло по моему плану и тактике, а после него пришлось откуда-то брать силы, чтобы ликвидировать отставание. Этот случай точно повлиял на ход гонки.
А разборки между мной, финном и немцем начались еще на последнем подъеме. Я занял крайнюю левую лыжню. Пытался атаковать, но всякий раз случались сбои по смазке. Их было много - три-четыре. Да и в полуфинале происходило то же самое. Может, немножко смазки недоложили? Но я никого не виню. С подъема вышел третьим и за свою позицию не переживал. На спуске пришлось даже приплужить. Видел, что немец едет на деревянных ногах. Темп был высокий, и каждый старался атаковать.
- Вы были бы рады золоту, если бы жюри удовлетворило протест, поданный немцами против финна сразу после гонки?
- Нет, потому что это было бы уже не то. Финну я проиграл в очной ставке. В честной борьбе! А получать золото с помощью протестов - как-то не по-спортивному.
- Но ведь из-за падения немца ваша борьба с финном получилась не совсем честной!
- Время назад не вернуть! Мне хотелось взять золото, чтобы наша страна повыше поднялась в медальном зачете. Да, есть медаль серебряная. Но считают-то по золотым. Знаете, для меня серебро и бронза - это что-то вроде утешительного приза. Запоминают только победителей.
- Есть расхожее мнение, что Россию засуживают, зажимают. Так ли это?
- Лично я не согласен с решением по итогам скиатлона, когда Сундбю не дисквалифицировали за поступок против Вылегжанина. На мой взгляд, самое грубое нарушение - это нарушение в финишном створе. Тем более что произошло оно за метр до финиша - норвежец помешал Максиму сделать разножку. Тогда норвежцы, сегодня финны... Ну вот скажите: разве Финляндия - это доминирующая нация в лыжных гонках?
В любом случае, судьям виднее. В некоторых видах спорта судьи выставляют очки и влияют на распределение медалей. Вот и в лыжах от их решения и слова что-то зависит. Но все-таки не так много и не так часто.
- Вы поедете на Игры-2018 в Пхёнчхан?
- Тяжело загадывать на так много лет вперед. В следующем году планирую участвовать в чемпионате мира, куда прошел без отбора. Постараюсь реабилитироваться. Но все равно это будет не то. Олимпиада и первенство планеты - между ними огромная разница.
- С неудачником Сочи и своим вечным соперником Петтером Нортугом общались?
- Нет. Видел, что он выдал на первом своем круге в нашей гонке. Он палку сломал - гляжу, бежит с одной! Тогда подумал: видимо, у него такая тактика, что-то похожее он делал на чемпионате мира в Осло. Но здесь, в горах, она не приносит результата. После полуфинала тренеры сказали, что главные конкуренты - Финляндия и Швеция. Так и получилось.
- Что скажете про лыжную трассу?
- Она тяжелая для всех. И многие фавориты - норвежцы, шведы - отвалились. Заметьте, в лидерах ехали немцы и финны, чьи команды составлены из дистанционщиков. Считаю, я с трассой справился. Летом мы специально изменили подготовку. Входя в сезон, переживал: а как эти изменения отразятся на моем состоянии? Но все сложилось хорошо.
- В командном спринте российскому дуэту достался номер 13...
- А он мне и в индивидуальном спринте выпал. Узнав, я просто сказал себе: "Ну, посмотрим, 13-й номер, принесешь ты мне удачу или беду". В 2006-м Евгений Дементьев выиграл Игры под 13-м. Так что никакой боязни перед бибом с чертовой дюжиной не испытывал.
- Однако в обеих гонках вам помешали не собственные ошибки, а какие-то странные обстоятельства. Здесь немец упал, в индивидуальном спринте вас зацепил Гафаров...
- Значит, действительно несчастливым номер оказался.
- Подведите итог всей Олимпиады для вас лично.
- После неудачи в коньковом спринте, где столкновение помешало мне пройти дальше четвертьфинала, мое состояние в командном спринте было хорошим. И все же чувство разочарования меня не покидает. Быть может, завтра, выйдя на церемонию награждения, смогу ощутить радость. Но сейчас... Ее и в помине нет.
- В медальном плане, который озвучивала Елена Вяльбе, значилось четыре золотых медали. Реальный результат даже близко не рядом. Что об этом думаете? И как считаете, должна ли сохранить свой пост Вяльбе, которой предстоит держать непростой отчет перед Минспорта?
- Не буду отвечать по поводу Вяльбе. А что касается плана, то мне стало понятно, что мы от него отклоняемся, еще когда пролетели мимо медалей в коньковом спринте. Понимал, что со спринтерской эстафетой связаны большие надежды. Многие болельщики считали нас фаворитами. Психологически, считаю, справился с давлением. Волнение было, но я предпочитаю не выходить на старт без эмоций, как амеба.
- Олимпиада для вас завершилась. Что дальше?
- Теперь могу вдохнуть полной грудью. Завтра спущусь в Сочи, посмотрю Олимпийский парк и объекты. Если дадут билет, схожу на церемонию закрытия. Теперь я свободен. С чувством практически выполненного долга. Буду вкушать Олимпиаду, как все болельщики. Больше у меня стартов нет. Проведу пару тренировок, но это уже ерунда.
- А какие виды спорта посетить хотите?
- Как и все русские, хочу посмотреть хоккей.
- Там счет 1:3, наши проигрывают...
- А, да? Ну, значит, уже и не доведется...