Газета Спорт-Экспресс № 38 (6397) от 21 февраля 2014 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 февраля 2014 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СОЧИ-2014

Олимпиада потихоньку клонится к закату: до церемонии закрытия осталось всего два дня. Можно подводить первые итоги. Что и сделал вчера министр спорта России, который встретился с журналистами нашей газеты.

Виталий МУТКО: "НЕ ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО ПЛЮЩЕНКО УСТРОИЛ СПЕКТАКЛЬ"

Олимпийская бригада "СЭ"

из Сочи

К Виталию Мутко мы пробивались сквозь толпы российских болельщиков, окруживших специально построенный для них в Олимпийском парке Дом. Входили в дверь с надписью "Выход". Стучали условным стуком в кабинет, на котором в целях маскировки отсутствуют таблички.

Министр, мягко говоря, удивился, когда в кабинет зашли сразу семеро журналистов:

- Я думал, будет интервью, а не пресс-конференция.

Но, понятно, не прогнал.

В Доме болельщиков работали громкоговорители - новости и объявления сыпались одно за другим. В какой-то момент сообщили, что пропала чья-то девочка, но, судя по всему, быстро нашлась. Под эти звуки мы едва слышали обычно жизнерадостный голос министра: говорил он куда тише, чем обычно. Объяснились. Оказалось, Мутко сорвал голос на бобслее, болея за Зубкова с Воеводой.

Мы сразу заявили позицию бригады: сборная России на Олимпиаде в Сочи выступает здорово. Хотя, конечно, могла бы выступать и "здоровее".

Министр согласился по обоим пунктам. Достал сложенный вчетверо лист бумаги, где оказался самый настоящий медальный план, которого до Олимпиады - мы много раз об этом слышали - якобы не существовало. Выяснилось, что на вчерашнее утро медалей взяли больше, чем планировалось. Но меньше, чем всем хотелось бы, - золотых. Но об этом мы и сами догадывались.

- Я максималист, - заявил Мутко. - И человек очень требовательный: к себе и другим. Восхвалять наш текущий результат, который очень близок к рекордному для России на зимних Олимпиадах, смысла нет. Люди сами все видят. У меня в голове сегодня крутятся другие мысли: что еще можно было сделать для хоккеистов, биатлонистов, лыжников, керлингистов, конькобежцев?

Чтобы двигаться дальше, нам нужны правильные выводы. И дело тут не в банальных кадровых проблемах: что, поставим нового тренера и станем обыгрывать Голландию в коньках? Или нам надо закусить губы и двигаться дальше? Я склоняюсь ко второму варианту. Надо продолжать развивать виды спорта. Потому что чудес не бывает.

Команды, в которых мы пока не имеем того результата, на который рассчитывали, за четыре года практически не менялись. В них сейчас лучшие спортсмены, которые есть в России. И они показывают результаты на уровне рекордов страны. Но этого, как оказывается, недостаточно на международном уровне. Вот в чем проблема.

Министерство сделало для сборных команд все, что могло. Упрекнуть нас не в чем. Я мог бы надуть щеки и взяться рассказывать о причинах нашего поражения в хоккее, тактических ошибках, но не стану этого делать… Когда мы выигрывали два года назад чемпионат мира, там один Малкин обыгрывал всех соперников подряд. А сейчас мы и в большинстве ничего не могли сделать.

- Поражение от Финляндии - тренерская ошибка?

- Я бы не утверждал так категорично. Да, тренер может ошибиться с тактикой, поставить игрока не в то звено. Наверное. Даже может быть. Но это локальная ошибка, которая не должна и не может перечеркнуть индивидуального мастерства лучших игроков мира, каковыми сегодня являются Овечкин, Малкин, Дацюк и некоторые другие. Нельзя, на мой взгляд, говорить только о тренере.

Потому что тренеры не в космосе работают. Вот в биатлоне я постоянно слышу: "На что они готовы, на то и бегут". Но я встречался много раз с биатлонистами, в том числе и здесь, в Сочи. Говорил им: тренеры - одно, а ты, спортсмен, другое. Ты ведь тоже чувствуешь, как идет подготовка. Готов ли ты? Сделал ли все, что от тебя зависит?

Посмотрите на Зубкова с Воеводой. К ним перед гонкой подойти было нельзя. Ребята были сконцентрированы, ушли в себя, настраивались на гонку. Точно так же был заточен на результат и Третьяков. Было очевидно, что готов был завоевать золотую медаль Крюков. Но рухнул перед ним товарищ из Германии в командном спринте, и ничего с этим поделать было нельзя. В любой другой ситуации Крюков - я в этом совершенно убежден - спокойно бы выиграл золото. То же самое можно сказать и о Легкове, который - это тоже было заметно - внутренне созрел для олимпийской победы.

Это крайне важно. Мы часто слышим в обычной жизни про некоторых, что их внутренний мир не соответствует их же материальному богатству. В спорте - то же самое. Если твой внутренний мир не позволяет стать олимпийским чемпионом, ничего хорошего не случится. Ты всю карьеру обречен рассказывать, что снег не тот или тренер что-то не то сделал.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕНЕРАМ БУДУТ ОБЯЗАТЕЛЬНО, НО…

- В спорте были времена, когда для людей очень многое значило чувство собственного достоинства. Фраза Зинэтулы Билялетдинова о том, что он хочет остаться в сборной после Сочи, не вступает с этим чувством в конфликт?

- Не хочу до конца Игр персонально разбирать чьи-то ошибки. Хотя выводы по тренерам будут обязательно.

Но речь, и об этом я уже говорил, не только о тренерах. И не только о спортсменах. Прежде всего - о федерациях в целом. Вы помните нашу дискуссию по биатлону год назад, когда я сказал, что неудовлетворен текущей ситуацией? И что я услышал в ответ? Целая кампания была организована. А ведь я только приоткрыл занавес…

Абсолютно убежден: если в будущем мы хотим на Играх еще более весомых результатов, то нужно усиливать роль государства в спорте. особенно, в плане управления сборными командами страны. Вот тогда я мог бы однозначно ответить вам на вопрос, что будет с тренерами после неудач на Играх.

Окончание - стр. 4