Газета Спорт-Экспресс № 83 (6442) от 17 апреля 2014 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 апреля 2014 | Биатлон

БИАТЛОН

Вчера правление СБР утвердило новый тренерский состав сборных России и расширенные списки кандидатов в национальные команды в сезоне-2014/15. После чего руководители организации президент Михаил Прохоров и исполнительный директор Сергей Кущенко, подведя статистические итоги своей работы, объявили об уходе из биатлона.

Михаил ПРОХОРОВ: "У НАС НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ БИАТЛОННОЙ КУЛЬТУРЫ"

- Мы с Сергеем приходили в биатлон как единая команда и приняли непростое решение вместе уйти, - объявил Прохоров на пресс-конференции. - Мы считаем, что выполнили основные задачи, которые стояли перед нашим биатлоном. Нам удалось исправить ошибки, сделанные в середине 1990-х годов. На настоящий момент таких сверхзадач больше не осталось. Мы всегда работали честно, откровенно, никогда не боялись критики, никого не зажимали. Эти шесть лет - достаточный срок, чтобы отчитаться и передать дело другим. Для нас это решение абсолютно обдуманное.

Глава СБР объявил, что он и Кущенко организуют прощальную вечеринку 14 мая. На ней будут чествовать призеров Игр в Сочи, а также тех, кто участвовал в подготовке к Олимпиаде. "Всех их мы обязательно премируем", - заметил Прохоров.

- Я очень благодарен членам правления, которые выдвинули меня в кандидаты на выборы президента IBU, - продолжил Сергей Кущенко. - Но в сложившейся непростой ситуации (которая скорее неспортивная, чем спортивная), после консультаций с коллегами из других стран, стало понятно, что победить мне будет очень сложно. Поэтому выставлять свою кандидатуру я не буду.

После этого Прохоров рассказал о том, как менялось его восприятие биатлона с момента прихода в этот вид спорта.

- У меня вообще по жизни - а я больше всего занимаюсь кризис-менеджментом - много неблагодарной невидимой работы. Слава потом достается другим. Это нормально. У каждого есть своя специализация. Но если вы меня спросите, согласился бы я возглавить биатлон, зная, через что придется пройти, честно скажу: не знаю. Когда я был любителем, мне казалось, что я понимал систему биатлона. Но когда погрузился вглубь проблемы, оказалось, что это две большие разницы, - заключил Прохоров.

- Невозможно сравнить менеджмент в игровых и индивидуальных видах спорта. Это разные планеты. Несомненно, я бы точно так же подумал, если бы знал, что будет, - согласился с главой СБР Кущенко. - Тем не менее мы пытались сделать концепцию, которая давала возможность работать. Мы создавали условия и приводили все в порядок.

Говоря о своих будущих проектах, Прохоров и Кущенко пока не приоткрыли завесы тайны. Но, судя по всему, они продолжат работу в связке.

- Сейчас не смогу вам сказать, что мы будем делать дальше в области спорта, - заметил Прохоров. - Это пока маленькая тайна. Если объяснять бизнес-языком, то когда вы управляете командным видом спорта - это как малый бизнес. Потому что всех знаешь. Если же говорить о таком виде спорта, как биатлон, - это ритейл-бизнес. Когда у вас огромная сеть и вы не знаете всех работающих на вас людей. Поэтому и управленческие решения принципиально разные.

Прохоров не сказал, кого бы он хотел видеть следующим главой СБР, признав лишь, что среди возможных преемников у него есть фавориты. В то же время, по его словам, только Виктор Майгуров способен занять в IBU должность первого вице-президента вместо Сергея Кущенко.

- Продолжение моего участия в поддержке российского биатлона во многом будет зависеть от того, кого выберут на конференции 20 мая. Если это будет человек, разделяющий наши системные взгляды, который продолжит развитие наших программ, внеся свои изменения, то, думаю, у нас получится нормальное конструктивное сотрудничество, - заметил Прохоров. - У каждого человека есть свои фавориты, но я ни в коем случае не хочу влиять на выбор региональных федераций. Что касается представительства России на международной арене, то, к сожалению или к счастью, есть только один человек, который гарантированно выиграет для России позицию первого вице-президента IBU. Это Виктор Майгуров.

Прохоров также пояснил, почему Сергей Кущенко отказался от выборов главы IBU:

- У России благодаря работе Сергея Кущенко - мощнейшие позиции на международной арене. И в случае, если бы не было осложнений в геополитической ситуации, у нас были бы близкие к 100 процентам шансы победить на выборах. Но мы живем не в замкнутом спортивном мире. А работать первым заместителем очередной цикл Сергею Валентиновичу уже неинтересно. Я его прекрасно понимаю. Решение непростое, но мужественное и правильное. У нас было порядка 30 с лишним голосов, которых было достаточно для победы. Но те коллеги, которые нас поддерживали, откровенно говорят, что по политическим мотивам сейчас не могут проголосовать за российского кандидата.

Минувший сезон принес российскому биатлону еще один крупный допинговый скандал. В употреблении запрещенных веществ были уличены во второй раз Екатерина Юрьева и впервые Ирина Старых.

- Моральную ответственность за случившееся, несомненно, чувствую, - заметил Кущенко.- Ведь все это произошло в национальной команде. Решения пока нет. Разбирательство в IBU еще не закончено. Думаю, что на вынесение вердикта потребуются еще две-три недели. Как всегда, мы стараемся до конца разобраться в ситуации и исключить всевозможные ошибки. Внутреннее разбирательство будет, и оно будет публичным.

Поводя итоги работы в женской сборной России Вольфганга Пихлера, президент СБР заметил, что немец принес в отечественный биатлон много нового.

- Считаю, что его приглашение не было ошибкой, - сказал Прохоров. - Есть такая вещь, как совокупный тренерский интеллект. Вольфганг дал огромное количество важных методических рекомендаций, которые останутся в российском биатлоне. Он очень сильно подтянул маленькие, невидимые глазу детали. Не забывайте, что в серебряной олимпийской эстафете бежали три девушки, которых тренировал Пихлер. Возможно, у него не все получилось. Однако методики Пихлера мы обязательно еще увидим в новых молодых спортсменах.

Поделился глава СБР и своими представлениями о будущем российского биатлона, призвав к большей индивидуализации подготовки.

- Нашим Домрачевым, Бьорндаленам и Фуркадам сейчас от 18 до 22 лет, - заметил Прохоров. - Это очень сильные ребята. Среди них много ярких талантов, которых нужно за несколько лет довести до первой сборной. И тогда именно они будут доминировать на международной арене. За шесть лет нам удалось найти этих ребят, переобучить тренеров. Чего греха таить, подавляющее большинство наших специалистов не умели тренировать коньковый ход. Идеальный он только у Устюгова. А ведь очень важно закладывать правильную технику и систему функциональной подготовки как раз в детском и юношеском возрасте.

У нас не хватает индивидуализации в сравнении с ведущими сборными, - полагает Прохоров. - Мы привыкли с советских времен работать вместе дружной командой и по одинаковым методикам. Один - высокий, другой - маленький, но все одинаково выполняют одну и ту же работу. Так было, когда мы пришли. Индивидуализацию нужно увеличивать, потому что у всех разные персональные возможности. Сейчас с этим гораздо лучше. В принципе кое-что удалось поменять в культуре, но еще не до конца. Возникали ситуации, когда на одном тренерском совете люди голосуют за тренерский штаб и методики, а потом меняют свое мнение. А еще даже тренировки не начались! Это в некоем смысле часть нашей биатлонной культуры, мы к этому привыкли. Уровень нашей биатлонной культуры высокий, но недостаточный.

Также Прохоров и Кущенко пообещали к 20 мая, когда истекут полномочия нынешнего главы СБР, подготовить своеобразное "маленькое завещание", в котором для своих преемников опишут вещи, никогда ранее не обсуждавшиеся публично. Документ будет посвящен проблемам взаимоотношений спортсменов и тренеров.

- Нас много критиковали. Но я хочу сказать спасибо и тем, кто поддерживал, и тем, кто критиковал - это важно. Эта работа непростая и в основном неблагодарная. Но это то, чем я люблю заниматься. Я немного мазохист, если хотите. Болельщикам хочу сказать, что с 21 мая я пополняю их армию. Становлюсь просто болельщиком и любителем биатлона, - заключил Прохоров.

Дмитрий АФОНИН