Газета Спорт-Экспресс № 95 (6454) от 5 мая 2014 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 мая 2014 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 28-й тур. "ЛОКОМОТИВ" - "ЗЕНИТ" - 1:1

98 МИНУТ ПЕРЕТЯГИВАНИЯ КАНАТА

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Черкизова

К ак много вопросов рождает подчас невинная, но в то же время нештатная ситуация. Вот получил, к примеру, травму судья Александр Егоров. А мог ли он, уходя с поля, доверить свисток лайнсмену-земляку Куликову из Саранска, стоящему за воротами "Зенита", а не Низовцеву из Нижнего Новгорода, стерегущему владения "Локомотива"? А кто остался бы за теми же воротами, если бы Егоров не сумел выполнять обязанности резервного рефери и вовсе ушел бы под трибуны? А передал ли он Низовцеву желтые и красные карточки? И не потому ли не был удостоен наказания Рондон, излишне долго пинавший мяч в одном из эпизодов, что наказать его арбитру-сменщику за затяжку времени было нечем?

Коллега Александр Бобров, потерявший счет съеденным на судейской теме собакам, ответил на все эти вопросы конкретно и емко. Читайте, как говорится, в "СЭ". Мне же остается констатировать: смотреть с трибуны на смену арбитров, при всем сочувствии к Егорову, было довольно любопытно. Это во-первых. Во-вторых, судейская травма вполне соответствовала характеру игры: напряженной, но не самой зрелищной. Примерно так перетягивают канат: вздуты вены, лопаются щеки, мощь немалая, но статичная. Выдерживают не все. Вот икроножная мышца Егорова и не выдержала.

* * *

В статике, впрочем, есть своя доля шарма. Не отступил - наполовину выиграл. Не дал проявить себя тому, кто на это способен, - приблизился к цели. Так что было бы неправдой назвать черкизовский матч противостоянием двух известных пассажирских транспортных средств. Эти "автобусы" точно не стояли. Они ехали. Но упершись друг в друга.

У хозяев горючее, если судить по стартовым составам, было пожиже. Имелся недолив в виде отсутствия Денисова и Чорлуки. Денисова! И Чорлуки!! Как это - в таком матче, да без них? В концовке чемпионата разве ж можно?!

Защитники, один из которых дернул мышцу в предыдущем туре и не восстановился, а другой дисквалифицирован, для "Локо" сейчас как часть фундамента. И если эта часть не функционирует, бетонировать приходится в другом месте. Что Леонид Кучук и предпринял. В первом тайме, скажем, хозяева использовали схему 1-6-4. Где "4", конечно, не число форвардов, а количество людей, пытавшихся демонстрировать атакующую игру. Ндой, Буссуфа, Ткачев, Самедов - вот эта четверка.

Косвенную связь с ними имел Шишкин, время от времени начинавший атаки. Остальной "Локомотив" воплощал в жизнь советскую плакатную фразу "Бдительность - наше оружие". И это тот случай, когда бдительных хорошо понимаешь. Когда стремление обезопасить свои ворота - не от трусости, а от разума. И когда атаковать чужие тоже можно, если осторожно. А если нет, так и не надо, потом разберемся.

"Зенит", представший кадрово во всей своей красе, тоже играл с какой-то задней мыслью. Однако гости не столько сдерживали себя, сколько были сдерживаемы хозяевами. Все-таки шесть человек Кучук сосредоточил в обороне не просто так, эти люди сурово работали. И добивались того, что выглядело на поле все довольно ровненько. Не так, что одни давят, другие отбиваются, а с обоюдными фолами, ошибками, потерями и моментами.

Обменялись ударами головой, к примеру, Халк и Ндой: первый пробил выше, второй не перехитрил Лодыгина. Чуть перестарался в обороне Нету, получивший "горчичник". Со штрафного, классно заработанного Ндоем, пробил в перекладину Самедов. Не использовал прекрасную передачу Данни Халк, заковырявшийся в чужой штрафной. Пружина игры оставалась сжатой. И для того, чтобы она разжалась, требовалась усталость металла. А такие вещи в нашем крепком чемпионате если и случаются раньше второго тайма, то у одной лишь непонятной команды. Остальных Бог как-то милует.

* * *

Индикатором того, что все идет по плану, выглядел Леонид Кучук. Его португальского визави мы еще не изучили как следует, а тренер "Локомотива" нам уже знаком. И один из его плюсов, на мой взгляд, - он никогда не истерит у бровки. Для пояснения важна терминология. "Не истерит" - не значит "не волнуется", "не кричит", "не машет руками", "не вращает глазами". Все это признаки пусть нервного, но руководства процессом. В то время как истерика, к примеру, - визг на судью. Или на игроков соперника, фолящих вблизи скамейки запасных "Локо".

Такого за Кучуком до сих пор вроде бы не водилось. По его плану шла игра и на этот раз. Жестикулировал и подсказывал в обозначенных ранее пределах. (Пара шаровых молний, вылетевших из таких же глаз, не в счет.) А потом план вдруг дал сбой.

Дюрица зачем-то усложнил задачу выноса мяча из своей штрафной и попал им в Рондона. Тот пробил сквозь опять же Дюрицу и руки Абаева. Другой бы не попал, а венесуэлец - пожалуйста. Исполнил мастерски, в соответствии со своей трансферной стоимостью. Ну так для того Рондона, собственно, и покупали.

Ситуация напомнила зевок пусть не ферзя, но ладьи. Не стоит думать, однако, что спровоцирована она была исключительно зевнувшей стороной. Для того, чтобы Рондону повезло, весь "Зенит" вынужден был очень плотно поработать в середине поля. Помешать, поразрушать, попридушить чужую активность. Дав тем самым адекватный ответ на перекрытие "Локомотивом" кислорода своему лидеру - Халку.

Кто только не оставлял вчера бразильца без мяча: Янбаев, Михалик, Шишкин, Шешуков, вышедший во втором тайме на замену Денисов. Однажды Халк проиграл единоборство даже боковому судье Данченко. Стал оббегать - не оббежал. Попробовал на прочность корпусом - судья оказался прочнее. Халк закипел, занервничал, взмесил воздух руками - и продолжил сеанс неудачных действий. В число которых, надо отдать бразильцу должное, не вошла пара ударов с левой Халковой ноги, напоминающей ствол уже не молодого вяза.

* * *

Зевали в воскресенье, однако, оба шахматиста. Еще разок это сделал Дюрица, подпустивший к воротам Данни. Словака подстраховали партнеры, пригасившие во вратарской Шатова. Подстраховать Лодыгина оказалось некому: нестрашный навес Буссуфа он переправил в ноги Ткачева, который без лишних сомнений сравнял счет.

Суховатая, но вполне съедобная, как "кириешки", игра ближе к концу все-таки окрасилась легкой безалаберностью в обороне и, соответственно, взаимной атакующей активностью. Добавленные из-за травмы судьи Егорова (и, возможно, самим Егоровым) семь лишних минут оказались и вовсе веселыми. Футбол шел слегка перекошенный: у "Зенита" хуже работал левый фланг атаки, у "Локомотива" почему-то правый. За боковой линией, разминаясь, нервно поглядывала на поле бывшая и нынешняя сборная России, так и не вырвавшаяся из силков запаса: Аршавин, Кержаков, Зырянов, Рязанцев… Халк продолжал терять мяч, Дюрица порывался исправиться, нанося редкие и нестрашные дальние удары. Защитник Денисов вышел на позицию левого нападающего и сумел на ней не затеряться. Переместившийся в резерв судья Егоров хромал у боковой линии. Переместившийся на поле арбитр Низовцев работал так же негромко, как если бы он до сих пор бдел за воротами.

Все вместе это составило вполне футбольный коктейль. Не для всех сладкий, конечно. Зато и не отравивший никого из тройки призеров перед двумя решающими турами.