Газета Спорт-Экспресс № 117 (6476) от 2 июня 2014 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 июня 2014 | Футбол

ФУТБОЛ

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ

НОРВЕГИЯ - РОССИЯ - 1:1

ИГРА НА ВЫРОСТ

Окончание. Начало - стр. 1

Существует, естественно, и индивидуальность паса. Большие мастера этого жанра ценились во все времена ничуть не меньше авантюристов-дриблеров. На данном направлении дела у нас обстоят получше. Вспомнить, к примеру, передачу Кокорина на Глушакова. Ну конфетка же! Жаль, что не съеденная. И Широков опять же есть в рукаве. Умный, острый, способный не только отдать, но и принять, и забить. С ним сборная сильнее. Скорее бы выздоравливал.

Только вот мечтательных разговоров о чудотворце Широкове хотелось бы поменьше. Просто потому, что они вызывают ненужные иллюзии и аберрации. Широков - плюс, но не панацея. Он тоже адепт паса, чаще всего качественного. И он отыграл от свистка до свистка в официальных матчах против Северной Ирландии в Белфасте, Азербайджана в Баку, Португалии в Лиссабоне. Провел на поле 88 минут в товарищеской встрече с сербами. Два из этих матчей мы проиграли, два свели вничью. А еще однажды при участии Широкова удержали равенство против бразильцев в Лондоне, но приводить в пример встречу с таким соперником как-то кощунственно: та ничья говорит как раз в пользу Романа.

В общем, надеяться мы на Широкова вправе. А вот считать игрока, пропустившего существенную часть подготовки к чемпионату мира, стопроцентным залогом успеха - нет. По мировым меркам он один из лучших в команде без звезд, которая пытается играть в пас, - не более того. Хотя и не менее.

* * *

Что там еще в наших рюкзаках? Дисциплина. Далеким синонимом которой можно считать слово "осторожность". Главный тренер сборной Норвегии Пер-Матиас Хегме так и сказал после игры: россияне играют в очень осторожный футбол, то есть пропускают мало. Вроде как похвалил.

Не очень понятно, правда, что делать с мячом, пропущенным нами пусть не на самых, но все же на последних минутах. При Капелло такое произошло в шестой раз. Это не вина, а беда итальянца, о которой он знает и с которой пытается вести борьбу. Получается, как видим, не очень. С чем тут у нас проблемы - с дисциплиной или осторожностью?

Сам Капелло слегка попенял команде за фолы вблизи собственной штрафной. Случались, они, надо заметить, не только от рвения. И, может, даже не столько. Повторы давали понять: чуть ли не каждому фолу предшествовала проигранная позиция или отставание в темпе. Эти факты и голевая ошибка Комбарова не слишком вяжутся как с дисциплиной, так и с осторожностью. При том что сами фолы и ошибки - дело в период подготовки не расстрельное. Последовали бы, как говорится, выводы.

Еще одна любопытная ситуация. Кержаков после игры со словаками признался: "Скорости у нас были не настолько хорошими, как хотелось бы". Капелло сделал "стойку": "Где и когда Кержаков такое сказал"? Затем Денисов говорит на предматчевой пресс-конференции в Осло: "Капелло попросил нас действовать побыстрее". Ага, значит, были и дым, и огонь. А потом сборная России вышла на поле. И выяснилось, что футболисты действительно стремятся действовать быстрее. Только проявляется это в основном в скорости бега и стремлении расстаться с мячом. Заявить, что в Осло мы разогнали игру, или что команда в известном понимании "летела", было бы опрометчиво.

* * *

С другой стороны, летать пока рано, ибо можно не долететь. По этой причине Капелло, устав повторять, сформулировал цель на матч с Норвегией примерно так: проверить себя в матче с соперником, похожим на бельгийцев обороной. Проверили. Родили шедевральную передачу Кокорина и несколько хороших фланговых проходов с верховыми пасами. Норвежцы позволяли не только пройти и подать, но и быть в штрафной первыми на мяче. А мы дожали, продавили, прокачали выгодную ситуацию лишь раз. Сделал это автор гола Шатов.

Попутно 55-я в рейтинге ФИФА команда мира принялась зачем-то огрызаться в атаке. Уже не как бельгийцы, а по-своему, по-норвежски. И у нее, представьте, получалось. Через нашу оборону проходили передачи вразрез, фрагментами становилось тревожно за фланги и углы штрафной. Не так чтобы очень, но все же. А вот когда упустили Конрадсена, вышло уже "чтобы очень".

Кстати, Алжир, который мы всем миром считаем слабейшим в нашей бразильской группе, стоит в рейтинге ФИФА на 30 позиций выше Норвегии.

Безусловно, сборная России находится на подготовительном этапе. Все понимают: хуже не будет - будет лучше. И нам, и самой команде искренне хочется "апгрейда". Чтобы рояль таскали не все 11 футболистов, как в Осло, а кто-то мог еще и сбацать на нем что-нибудь. Чтобы прояснилась ситуация в атаке, где у нас есть игроки замены, но крайне мало железных игроков основы. И чтобы сборная перешла от модели отборочного цикла к модели финального этапа.

Пока этого не произошло: в Осло мы сыграли классическую квалификационную встречу. И это не упрек, таков на сегодня наш уровень. За счет чего и насколько можно его поднять, ясно лишь приблизительно. Нам ясно. Капелло, хочется верить, знает по данному вопросу неизмеримо больше.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ