ФОРМУЛА-1
ЕСТЬ ТЕМА
Текущий сезон в "Формуле-1" фактически определил обладателя Кубка конструкторов и назвал имя будущего чемпиона всего через шесть гонок после начала чемпионата. С помощью своих постоянных экспертов "СЭ" пытается объяснить, почему бороться с "Мерседесом" невозможно и каким скандалом чревата сложившаяся ситуация.
ПОЧЕМУ НЕТ ИНТРИГИ В "ФОРМУЛЕ-1"
Алексей ШИШКИН
141 очко отрыва от ближайших конкурентов в Кубке конструкторов и 61 очко преимущества в чемпионате пилотов не оставляют ни малейших сомнений, кто по итогам сезона возьмет оба главных приза. Пять победных дублей в шести гонках, а если бы не технические неполадки, их было бы ровно шесть из шести возможных! Факт налицо: "Мерседес" уже можно считать обладателем Кубка конструкторов, а кто-то из пары Нико Росберг/Льюис Хэмилтон определенно станет чемпионом мира. И это несмотря на 13 гонок, которые еще предстоит провести в этом сезоне.
Перед началом чемпионата многие говорили о том, что "Мерседес" - фаворит, но они вряд ли могли предположить такого подавляющего преимущества. Когда пилоты команды из Брэкли выиграли две гонки, специалисты уверяли, что уж в Бахрейне-то им навяжут борьбу. Бахрейн сменился на Китай, Китай на Испанию, Испания на Монако, а ситуация на трассе для пилотов "Мерседеса" остается неизменной. Соперников нет даже близко, и в ближайшем будущем не предвидится.
Безусловно, "Мерседес" подготовил к сезону выдающуюся во всех отношениях машину. В отдельных компонентах и "Феррари", и "Ред Булл" оказываются с ним на равных или даже сильнее, но эти разовые моменты остаются практически незаметными на общем фоне. У немцев все работает эффективнее - команда раньше других начала готовиться к изменениям в регламенте, и теперь интеграция шасси, силовой установки и системы рекуперации энергии выглядят идеально. Конечно, соперники будут работать, чтобы приблизиться к лидерам, но ведь и в "Мерседесе" вряд ли остановятся на достигнутом.
В истории "Формулы-1" было много случаев, когда одна команда доминировала в чемпионате. Так, в 1984 и 1985 годах не оставлял шансов конкурентам "Макларен", обладавший лучшим шасси, которое прекрасно работало с двигателем "Порше". В 1986 и 1987 годах непобедимым выглядел "Уильямс" с лучшим в пелотоне мотором "Хонда". Затем вновь наступило трехлетнее царствование "Макларена", которому удалось уговорить "Хонду" на поставки моторов, и японские силовые агрегаты - 6-, 10- и 12-цилиндровые - не знали себе равных.
Великолепная машина была в начале и середине 1990-х у "Уильямса". По сравнению с соперниками она имела гигантское преимущество в работе аэродинамики. Потом наступило пятилетнее господство "Феррари" после перехода в команду Михаэля Шумахера, а последние четыре года не было равных болидам "Ред Булла". Особенно в прошлом году, когда Себастьян Феттель во второй половине сезона одержал девять побед подряд и в четвертый раз стал чемпионом мира.
Но даже в те времена, когда Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе, либо Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло штамповали дубли один за другим, всегда находились гонщики, которые бросали им вызов и даже добивались побед. Да и в лучшей команде всегда была четкая градация на первого и второго пилотов. Сейчас такого нет. Сократить отставание конкуренты могут только в том случае, если оба гонщика "Мерседеса" вообще не выйдут на старт в двух, а лучше в трех гонках подряд. Подобную нынешней ситуацию можно вспомнить только в конце 1980-х. Тогда преимущество одной команды также было подавляющим, а напарники по "Макларену" Ален Прост и Айртон Сенна боролись за титул между собой. Тогда зревшее между пилотами недовольство и ревность к успехам другого привели к бурному выплеску эмоций.
Сейчас преимущество в технике и позиция руководства "Мерседеса" могут привести к тому же самому итогу. Вряд ли стоит ждать драки между Хэмилтоном и Росбергом, тем более они давние приятели, но взаимные обвинения уже были, равно как и демонстративное нежелание поздравлять партнера с победой. В чемпионате пилотов борьба за лидерство просто острейшая. Она была бы не столь напряженной, не случись на машине британца в первой гонке сезона в Австралии технических неполадок. Сейчас его преимущество над немцем составляло бы 14 очков, а в реальности Хэмилтон уступает в общем зачете четыре очка. И в такой борьбе оба используют любые средства для получения преимущества.
В Испании англичанин вопреки договоренностям настроил двигатель на максимальную мощность и добился победы, а в Монако Росберг допустил умышленную ошибку во время решающего круга квалификации, заставив всех конкурентов сбросить скорость. В итоге Хэмилтон прямо обвинил напарника в нечестной игре, пообещав в дальнейшем разбираться в подобных случаях в "стиле Сенны", то есть выбивать соперника с трассы. Впрочем, удивляться происходящему не приходится, ведь ставки для обоих пилотов сейчас слишком высоки. Хэмилтон впервые за последние шесть лет получил машину, на которой способен бороться за титул. Последний раз такое было в "Макларене" в 2007 и 2008 годах, и тогда британец использовал только одну попытку. Росберг же пилотирует болид, который может привезти его к титулу - и вовсе впервые в карьере. И такой шанс ни один из них упустить не хочет.
Позиция руководства "Мерседеса" предельно ясна: у пилотов равные шансы, и никаких командных приказов из боксов с целью ограничения борьбы между соперниками не будет. Пока такая тактика действует, команда практически недосягаема в Кубке конструкторов, а пилоты далеко оторвались ото всех в личном зачете. Но под этим катком, который утюжит соперников, может оказаться и сам "Мерседес". Достаточно первого серьезного столкновения, которое лишит команду победного финиша и зачетных баллов. Наверное, весь пелотон будет наблюдать за внутренним скандалом в немецкой конюшне с нескрываемым злорадством. Однако в целом проблем с интересом к сезону это не решит. Если "Королевские гонки" хотят остаться в спортивной орбите, а не скатываться в сторону выставки достижений автомобильного хозяйства, боссам серии необходимо что-то срочно придумывать для того, чтобы уравновесить шансы команд в чемпионате, независимо от их технических возможностей и инженерных секретов.