ФУТБОЛ
FIFA World Cup Brazil-2014
Группа H
РОССИЯ - КОРЕЯ - 1:1
Дед Мороз в тропическую жару, гигантские насекомые под сводами стадиона, отчаянный воронежский пенсионер и веселые корейцы - самые яркие моменты вокруг неоднозначного дебюта России на ЧМ-2014 в репортаже корреспондента "СЭ".
КАК БРАЗИЛЬЦЫ РОССИЮ ОСВИСТАЛИ
Дмитрий СИМОНОВ |
из Куябы |
С утра в номере моего отеля собралась вся живая природа Куябы - самого маленького, по официальным данным, города ЧМ-2014. В раковине копошилась армия муравьев. На занавеске в ванной притаился странного вида комар, при ближайшем рассмотрении похожий на птеродактиля (его пришлось убить полотенцем). На внешней стороне окна сидело чудовище - смесь рогатого жука и лягушки. В комнате было влажно и нестерпимо душно. Хотелось выйти на улицу, но там духота ощущалась еще сильнее. В день предматчевых тренировок в Куябе было 83 процента влажности, к матчу показатель снизился до 66.
Нет, это вовсе не жалобы на несчастную судьбу. Это бытописание любого болельщика сборной России (Кореи или любой другой сборной), который приехал в умеренно тропический климат Куябы. В гостинице, где разместилась бригада "СЭ", жило человек 30-40 наших. Остальные рассредоточились по другим, но похожим местам. Совсем уж хороших отелей в Куябе нет - только плохие и очень плохие. Но на время чемпионата мира стоимость проживания становится, будто арендуешь пентхаус в "Ритце".
РАЗГОВОРЫ НА МОСКАЛЬСКОМ
Как такового центра в Куябе нет. Есть просто более насыщенные и оживленные улицы, над которыми возвышается ободранный отель с неоднозначным названием Deville. В нем поселились черти корейцы.
Во время прогулки "из центра" до стадиона мы начали встречать болельщиков сборной России.
- Я из Воронежа! Один прилетел! Потому что смелый! Кем работаю? Пенсионер! - кричал нам человек, представившийся Геннадием, через ров высохшей, а потому не слишком вонючей реки (в городах Бразилии все реки почему-то очень вонючие). В руках он держал триколор и копию кубка мира по футболу. - Кубок тяжеленный, зараза. Купил за тыщу шестьсот, в переводе на наши. Летел шесть часов до Касабланки, потом почти десять добирался в Сан-Паулу. Билеты стоили примерно 52 тысячи рублей. Полгода назад брал. Сейчас гораздо дороже.
- А наших-то в центре Куябы много?
- Думал, будет больше. Человек пять, наверное, есть, - вздохнул Геннадий.
Но оказалось больше. В открытой пивнушке праздновала приезд в Куябу развеселая компашка ставропольцев человек из пятнадцати.
- Я Сергей, но раз мы в Бразилии, то буду Серж, - представился вожак в белой шапке-ушанке. Мужиком Серж оказался смекалистым.
- Вы москали, - мигом вычислил он. - У вас такой акцент, ни с кем не спутаешь.
- Как добирались? Какие планы? - спросил я на москальском.
- Летели 42 часа через Ростов, Москву и Доху. Ага, даже так. Вот такие мы - самые сильные. Билеты на три матча в группе брали пакетом за 17 500, авиабилеты - за 55 000. Покупали еще до Нового года. Еще собираемся на водопады. Сами играем в футбол, фамилии нашили на рукава. Привезли баннер 5 на 1,5 метра, такого ни у кого не будет, вот увидите!
- Только быки колхозные могут так, как мы! Ахаха! - загоготал бородатый приятель Сержа, и вместе с ним заголосили две бразильянки, уже подсевшие за ставропольский стол.
ИЗ НОЯБРЬСКА В КУЯБУ
Следующие встречные - Лена и Максим, он в тельняшке, она в русском народном платье (18 июня парочка попала на передовицу "СЭ") - добирались до Куябы аж из Ноябрьска, что в Ямало-Ненецком автономном округе. В Куябе знать не знают о существовании Ноябрьска, а в Ноябрьске кроме Лены с Максимом вряд ли кто-то слышал про Куябу. Но чемпионат мира творит чудеса и объединяет необъединимое.
- Ну вы чего, да какой у нас в городе футбол - только мини да хоккей. Хотя сам я, конечно, играю! - рассказывает Максим. - Побывали мы на Euro-2012 в Польше и подсели. Теперь и во Францию в 2016-м собираемся. Путешествие по Бразилии начали с Салвадора и матча Испания - Голландия. Летели три часа до Москвы, потом пять до Мадрида, и потом еще одиннадцать до Бразилии.
Наш фотограф просит Лену с Максимом сменить место дислокации, и в этот момент на них налетают бразильцы, кричащие: "Водка, водка, Русия!"
- Да какой тут фон. Куяба - дыра. Вот в Салвадоре...
- Сама я в футболе ничего не понимаю, но мне нравятся наши поездки и тусовки, - рассказывает Лена. - Почему такие костюмы у нас? Ну а как же! Патриотизм!
- Билеты у нас вплоть до 1/8 финала, места в отеле в Порту-Алегри уже забронированы, - подмигивает Максим. - Надеемся, что Россия выйдет в плей-офф со второго места. А дальше - едем домой. Мы патриоты, но реалисты.
- Кто ваш любимый футболист?
- Назову Акинфеева. Наша граница на замке!
ДЕД МОРОЗ НЕ РАСТАЯЛ
Уже на подступах к "Арене Пантанал" шебуршат наши соперники. Кореянки ищут лишний билетик и предлагают бесплатные обнимашки. Одежда на стыке манги и хентая практически гарантирует им успех. Корейцев больше, чем россиян, а наряды у них ярче и изобретательнее. Зато болельщики России громче и, как бы это объяснить, монументальнее. Если пришли, то сразу ух!
Случаются и забавные неожиданности. Некоторые бразильцы гримируются под русских, рисуя бело-сине-красными красками на щеках, на всем лице или даже на лысине. Ярмарочная компания - круглоликие женщины в старорусских платьях, мужчины в купеческих нарядах и с окладистыми бородами - на поверку тоже оказывается фиктивной. Предки этих людей эмигрировали в Бразилию; дети выросли и пришли поддержать сборную России.
Фурор возле стадиона производит Дед Мороз с сексапильной снегурочкой, которому нипочем куябская жара. Ну а мне на глаза вновь попадается отважный и одинокий воронежский пенсионер Геннадий, который глядит на праздник жизни - и грустно улыбается.
БОЛЕЛЬЩИКИ, КОТОРЫХ МЫ ПОТЕРЯЛИ
С первых минут стадион скандирует: "Россия, Россия!" Внутри чаши совсем душно. На экранах видно, как пот струится по лицу Игнашевича. Болельщик, сидящий на соседнем ряду, раздевается по пояс уже на пятой минуте. Кокорин улучает момент, чтобы утолить жажду, а потом меняет бутсы. Видимо, не угадал с шипами, в отличие от Игнашевича, который внимательно смотрел по телевизору предыдущий матч, проходивший в Куябе.
В 17.30 темнеет, и становится видно, что под сводами арены роится неисчислимое количество насекомых. Несколько раз огромные крылатые существа размером с детский кулачок пикируют сверху, и в ложе прессы начинается паника. В последний раз я видел такое скопление живности в Македонии, на игре сборной России в Скопье в 2011 году, но там вокруг прожекторов вились преимущественно мухи да комары.
Поначалу оптимистичные, в перерыве бразильские зрители, которые доминируют на стадионе, начинают истошно свистеть. Ближе к концу игра встрепенулась, и тем не менее сборная России успела потерять сотни болельщиков, которые поначалу с готовностью отдавали ей свои сердца. То же самое, впрочем, относится и к Корее, но ее проблемы нас мало интересуют.
Люди, которые летели за десятки тысяч рублей, через тысячи километров, из Ноябрьска и Воронежа, Ставрополя и Нижнего, Новокузнецка и Хабаровска, с родины Марии Шараповой Нягани и из Москвы или из множества других российских городов, - все они уже не сдадут билеты, не отменят гостиничную бронь и не улетят обратно раньше времени. А вот реакция придирчивой бразильской публики - самая верная оценка команды Капелло. Унизительный, оглушительный свист...