Газета Спорт-Экспресс № 144 (6503) от 7 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 июля 2014 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2014

НЕ ВЕРЮ!

ЗАМЕТКИ БРЮЗГИ

Борис ЛЕВИН

Не знаю, как вы, а я за первые два раунда плей-офф почувствовал себя Станиславским. В том смысле, что актеры изображают борьбу и всевозможные изгибы сюжета, но я не верю в их искренность. Не верю, и все тут - прекрасно осознавая, каким незамысловатым окажется финал.

Причем после группового турнира вера все еще оставалась. Как и надежда. Да что там - иногда даже любовь проскакивала. А сейчас, мне кажется, на поле царит голый циничный расчет. Знание прикупа, которое почему-то совсем не радует и квартиры в Сочи не принесет.

Нет, в 1/8 актеры старались изо всех сил. И я чуть было не превратился в Немировича-Данченко, который как раз верил. Потому что смотрелось все естественно - то секунд не хватало, то пары сантиметров, то вообще какая-то черная магия в решающий момент наползала откуда-то из-за ворот - и ноги всяким бедным Джемаили и Вондоловски скрючивала.

Но постепенно все пьесы были сведены в один репертуарный сборник - вот тогда и пришел черед Станиславского. Ибо ни разу за все восемь матчей чуда не случилось. Да что там чуда - сюжеты, каждый из которых сам по себе выглядел свежим и романтичным, оказались написанными словно под копирку. Все фавориты дружными рядами проследовали дальше, а актеры второго плана, покуражившись в своих ударных эпизодах, понуро разбрелись по привычным провинциальным театрам.

И к четвертьфиналам я уже все знал. Знал, что "Обыкновенного чуда" в афише вновь не будет, а все богатые сестры предсказуемо получат по оплаченным заранее серьгам, не особо даже при этом напрягаясь.

И когда Бензема вырывал втихую волоски из своей бороды и что-то там пришептывал, а Вальбуэна менял шило на мыло (то есть правый фланг на левый), ни один человек в мире не смог бы меня убедить, что из этого что-либо получится. Французская труппа в итоге даже не сумела поймать вдохновение алжирской или американской: она без лишнего шума и пыли исполнила российский сценарий - тот, где штаны полны, а бронепоезд как стал на запасном пути, так во избежание несанкционированных провокаций там и обретается.

Примерно так же провалил свой ангажемент заранее обласканный критиками бельгийский звездный состав. Впрочем, это нам втюхивали со всех сторон, что он звездный, а на деле оказалось - победитель фестиваля межрайонной самодеятельности, которому до Больших театров еще шагать и шагать. Да и то при условии планомерного наращивания дряблых пока волевых мышц.

Вот Коста-Рика, конечно, прыгнула выше головы. Но тем не менее закончила там же, где и остальные. Мне вообще кажется, что опытный режиссер ван Гал заранее придумал эффектный трюк с Крулом и искал повод его продемонстрировать. С Мексикой все складывалось очень непросто, с Аргентиной вообще в такие игры не поиграешь, а вот Коста-Рика - самое оно. И сказал маэстро ветерану своей труппы Снайдеру: ты по штангам, Весли, постучи, чтобы всех этих Ельциных напугать, но в ворота попадать не надо - дай шанс Крулу: когда он его еще получит?

И даже всемирная любимица Колумбия общую предсказуемую картину исправить не смогла. Поскольку тоже под тренд сезона попала. Здесь, конечно, опасений для фаворита присутствовало больше всего, но кто же захочет получать революцию в Бразилии в тот момент, когда впереди еще целая неделя чемпионата? Вот и Карлос Веласко Карбальо не захотел, свисточком своим реальность подрихтовав. Да, честно говоря, Колумбия по большому счету и сама не очень сопротивлялась, разве только по позвонкам предельно собранному сопернику надавать смогла.

В общем, чем дальше - тем скучнее. Где ты, залихватская результативность группового этапа? Где вы, ярко вспыхнувшие, но так быстро ушедшие со сцены герои - Родригес, Навас, Очоа, Хоуард, М'Боли? Где вы, наконец, изобретательные авторы сценария, которые на всех предыдущих чемпионатах, даже самых унылых, умели на стадии плей-офф сочинить пару-тройку таких триллеров, что кровь в жилах стыла? Неужели на этот раз все обойдется суровым производственным романом в духе социалистического реализма?

Увы, но четвертьфиналы оставили ощущение, что футбольное искусство бразильские стадионы уже покинуло, оставив вместо себя лишь голый практицизм ремесленничества. Или все-таки примерное равенство сил в полуфинальных парах оставляет нам надежду на спектакли, которые будут достойны мировой театральной премии?

Она, кстати, носит имя Станиславского. Великий был человек, но окончательно в него превращаться мне как-то не хочется.