ПРЫЖКИ В ВОДУ
8 августа в столице Татарстана прыгуны в воду с больших высот впервые разыграют между собой Кубок мира. Этот турнир, несмотря на громкое название, - тестовое мероприятие: ровно через год в столице Татарстана состоится чемпионат мира по водным видам спорта, в программу которого войдет и хайдайвинг.
КАЗАНСКАЯ ПРЕМЬЕРА ХАЙДАЙВИНГА
В первые экстремальные прыгуны в воду разыграли медали мирового первенства год назад - на чемпионате мира в Барселоне. Мужчины традиционно прыгали с высоты 27 метров, женщины - с двадцати. Золото досталось тогда колумбийцу Орландо Дюку и американке Сесиль Карлтон. Число участников оставляло желать лучшего (в частности, в женском турнире выступали всего шесть спортсменок), но сам по себе факт, что экстремальный вид примкнул к олимпийской дисциплине, обещал быстрое расширение географии.
Своей раскруткой прыжки с больших высот обязаны прежде всего тому, что несколько лет назад была запущена мировая серия - регулярные турниры, местом проведения которых организаторы выбрали наиболее экзотические и красивейшие уголки земного шара. Правда, женщины в этот узкий круг везунчиков не входили.
Сложились в хайдайвинге и лидеры, как бы олицетворяющие собой две группы спортсменов, исповедующих разный подход к экстремальным прыжкам. "Лицо" первой - 38-летний Дюк. Можно, наверное, найти некий символизм в том, что Дюк родился в Кали в 1974-м - ровно за год до того, как в этом колумбийском городе прошел второй по счету чемпионат мира по водным видам спорта. Но на самом деле никакими прыжками в воду колумбиец всерьез не занимался. Еще школьником понял, что ходить в бассейн ему неинтересно, и переключился на экстрим. И все годы своей жизни, включившие помимо хайдайвинга парашютный и горнолыжный спорт - придерживался девиза: "Опасность возникает в тот момент, как ты перестаешь бояться".
"Лицо" второй группы - англичанин Гэри Хант. При совершенно "непрыжковом" телосложении и нерастянутых, довольно корявых суставах Хант отличается от остальных сумасшедшей резкостью и совершенно невероятной звериной координацией. В 2006-м англичанин входил в сборную своей страны по классическим прыжкам в воду и даже выступал на чемпионате Европы в Будапеште. Но делал это настолько неубедительно, что в индивидуальных прыжках с 10-метровой вышки не вышел в полуфинал, а в синхронном дуэте с Каллумом Джонстоном занял шестое место из шести.
В 22-летнем возрасте Хант переключился на большую высоту и сразу стал прогрессировать. Вошел в число легенд, выполнив одну из наиболее сложных комбинаций - три оборота назад с четырьмя винтами. Довольно успешно он пробует добавлять к этой комбинации вращений пятый винт, да и вообще любит всячески разнообразить свою программу, которая у большинства клифф-дайверов (спортсменов, прыгающих со скал) довольно ограничена. В дайверских кругах у Ханта репутация странноватого типа: слишком уж он бравирует своей отчаянностью, нарушая тем самым один из основополагающих законов профессии: если спортсмен перестал испытывать чувство страха, с высотными прыжками надо заканчивать, причем срочно. Иначе дело может закончиться совсем плохо.
Применительно к хайдайвингу слово "плохо" носит самый что ни на есть прямой смысл. Удар плашмя с высоты 27 метров заканчивается, как правило, разрывом легких. Вход в воду головой вниз чреват переломами рук, как это случилось несколько лет назад с Дюком: он потерял ориентацию в воздухе, вошел в воду руками, не успев их выпрямить, и сломал кости предплечья о собственную голову: столь сильной оказалась сила отдачи. Травму можно получить уже потому, что спортсмен на дикой скорости врезается в воду. Поэтому новичкам обычно советуют совершить первый прыжок с подобной высоты в кроссовках.
В качестве легенды мне как-то рассказали и про единственного китайского спортсмена, который однажды рискнул поучаствовать в клифф-дайвинге, благо всевозможные шоу прыгунов-высотников сейчас активно перемещаются из Европы в Поднебесную. Спортсмен выполнил единственный прыжок: из воды его вынули без сознания, погрузили в санитарный вертолет и отправили в госпиталь. На этом китайский след в клифф-дайвинге оборвался.
У российских болельщиков в Казани фаворит свой: обладатель главного трофея прошлогодней Мировой серии Артем Сильченко. Россиянин, как и Хант, начинал прыгать в обычном бассейне. Потом решил уйти в шоу и уже оттуда попал в поле зрения боссов Мировой серии, тем более что все они - преимущественно бывшие прыгуны в воду. На прошлогоднем чемпионате мира Сильченко остался шестым, но сейчас полон решимости бороться в Казани за победу. Ради этого он даже прекратил свою гастрольную карьеру, которая продолжалась десять лет, и провел зиму дома в Воронеже - готовясь к соревновательному сезону.
Для того, чтобы иметь возможность выступать в соревнованиях, прыгун должен иметь в арсенале два "простых" и два сложных прыжка. После трех попыток более слабая половина участников отсеивается. При том что количество прыгунов-высотников, пришедших из бассейна, в хайдайвинге постоянно увеличивается, прыжки с большой высоты - это другой мир. Дело даже не в том, что они требуют от спортсмена несколько иных качеств. Просто в силу целого комплекса причин этот крайне экстремальный вид никогда не станет спортивным. А шоу - это уже совсем другая история.
Зачем хайдайвинг понадобился Международной федерации плавания? Подозреваю, что именно в качестве шоу, задача которого - привлечь еще больше внимания к водным чемпионатам в целом и прыжкам в воду в частности. Ведь отдельные этапы Мировой серии собирали на турнирах до семидесяти тысяч зрителей. Понятно, что достичь таких цифр в рамках спортивного соревнования - несбыточная мечта, но то, что любопытных соберется множество - не подлежит сомнению. Как показал опыт Барселоны-2013, помехой для всеобщих восторгов не стала даже довольно уродливая конструкция вышки (кстати, та же самая конструкция сейчас установлена на берегу речки Казанки, где уже через два дня пройдет Кубок мира-2014).
И пусть это не очень спорт, увидеть своими глазами, как люди прыгают с высоты девятиэтажного дома, выкручивая в воздухе немыслимые комбинации элементов, однозначно стоит. Все-таки хайдайвинг - это страшно красиво. Красиво и очень страшно.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ