ВОДНЫЕ ВИДЫ
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Турнир синхронисток завершился по прогнозируемому и хорошо известному сюжету: российские спортсменки выиграли три вида программы, и лишь неучастие нашей команды в четвертой дисциплине - комбинации - позволило соперникам избежать сухого разгрома. Сенсацией стал воскресный успех Украины, завоевавшей свое первое в истории золото.
ИНГРЕДИЕНТЫ УСПЕХА
КАК УВОЛЬНЯЮТ ТРЕНЕРОВ
В один из первых дней чемпионата, когда синхронистки только начали состязаться в технических программах, я спросила о первых впечатлениях Татьяну Данченко - тренера Светланы Ромашиной и российского дуэта в составе Дарьи Коробовой и Светланы Колесниченко. И собеседница заговорила об испанках. О том, как резко бросается в глаза отсутствие на борту бассейна Анны Таррес - специалиста с колоссальным опытом и колоссальной харизмой.
Многие годы было принято считать, что личностей такого масштаба в синхронном плавании всего две: главный тренер российской сборной Татьяна Покровская и Таррес. Именно они, бескомпромиссно сцепляясь между собой по любому поводу, тащили свой вид спорта вперед, придумывая все новые и новые хореографические идеи и умопомрачительные связки. Именно их присутствие на бортике было залогом того, что сейчас спортсменки прыгнут в воду и сделают гораздо больше, чем от них ждут. Другими словами - удивят. Ну и разыграют между собой золото и серебро, разумеется.
И вдруг Анны не стало.
Уже год назад - в Барселоне - испанская команда выступала без нее. Покровская тогда сказала, что уход Таррес из сборной в принципе объясним: после Игр в Лондоне команду покинули сразу несколько личных учениц Анны, и это как бы подразумевало, что пора и тренеру знать честь. А потом добавила: "Именно сейчас четко видно, насколько солидную школу создала за время своей работы Анна".
Почему же ее убрали? Формально причиной вполне могло стать недовольство испанской федерации синхронного плавания достигнутыми на Играх результатами - в групповом турнире страна тогда уступила китаянкам. Скорее всего, от характера Таррес все просто очень сильно устали: работать с великими тренерами - то еще "удовольствие" для окружающих.
Собственно и Покровская в одном из своих интервью как-то обмолвилась, что по отношению к ней вопрос "не пора ли уступить дорогу" тоже поднимался неоднократно. Причем происходило это, как правило, после очередной из триумфально выигранных Олимпиад.
Тогда же Татьяна объяснила, что прекрасно понимает причину: очень тяжко жить в обстановке непрерывных и достаточно жестких требований. И многим начинает казаться, что не произойдет ничего страшного, если чуть сбавить обороты.
Что именно и как быстро происходит в этом случае в спорте - и показал берлинский чемпионат: испанки сначала проиграли украинкам дуэт, затем - группу и под занавес - комбинацию.
- Дело даже не в том, что с уходом Таррес снизилось качество программ или отдельных элементов, - заметила Данченко. - Я много раз видела, как Анна привозила группу на соревнования не в самом лучшем состоянии. Но как только дело доходило до выступлений, испанки выдавали такой "старт плюс", что этому можно было только позавидовать. Они всегда были опасны. Сейчас же, при неплохой готовности, спортсменки словно напрочь разучились собираться, настраивать себя на выступление. Вроде бы все выполняют неплохо, но при этом команда выглядит "беззубой".
КАРЛ У КЛАРЫ УКРАЛ КОРАЛЛЫ
В синхронном плавании воруют. Причем воруют исключительно у русских. К такому выводу легко прийти, посетив любую из пресс-конференций с участием россиян: об этом постоянно говорит главный тренер команды. На одном из мировых первенств представитель Международной федерации плавания даже был вынужден волевым решением отменить пресс-конференцию: выясняя, кто и у кого ворует идеи постановок, между собой не на жизнь, а на смерть схлестнулись Таррес и Покровская.
Понять чувства главного тренера российской сборной в принципе всегда было несложно: придумать в синхронном плавании что-то новое - колоссальная проблема, решить которую всегда были способны лишь единицы. Приходится не спать ночами, психовать на тренировках, наблюдая, как далеки от задуманного попытки спортсменок реализовать твои бредовые идеи, часами вычищать шероховатости, когда постановка все-таки начинает складываться, переживать: справятся твои подопечные или нет, когда новую постановку придется впервые показать на публике. И ради чего это все? Ради того, чтобы год спустя, а то и раньше, увидеть, как твоими идеями беззастенчиво пользуются ближайшие соперники?
Наиболее "честно" в этом плане поступают в спортивной гимнастике: там всегда было принято присваивать элементам имена тех, кто выполнил их на соревновательном помосте первыми. В целом же использование чужих находок всегда будет в порядке вещей: как только что-то новое показано на публике, оно становится всеобщим достоянием - словно открытая коробка конфет, поставленная на общий стол в офисе.
Творческими заимствованиями применительно к синхронному плаванию, спортивной гимнастике или прыжкам в воду в свое время очень увлекались в Китае. В этой стране даже выработали своего рода технологию: приглашали к себе на тренировочные сборы ведущих спортсменов мира, создавая им все условия для работы, но каждый из предоставленных залов и бассейнов был от пола до потолка утыкан видеокамерами и микрофонами - так, чтобы без внимания не осталась ни одна деталь.
В каком-то смысле это - извечный крест чемпионов: не только становиться "лицом" своего вида спорта, определяя моду и тенденции на годы вперед, но и постоянно ломать голову над новыми идеями, не спать ночами, терять сознание в воде... И раз уж показал что-то на соревнованиях - забудь, что это твое. Думай дальше. Или уходи. Иного варианта, к сожалению, нет и никогда не будет.
ЗОЛОТЫЕ И ЖОВТО-БЛАКИТНЫЕ
Совсем немного фактов для тех, у кого победы российских синхронисток укладываются в формулировку "Все, как всегда".
Три из восьми наших спортсменок, выступавших в групповых упражнениях, вообще никогда в жизни не принимали участия в соревнованиях подобного ранга.
Для Светланы Колесниченко и Дарьи Коробовой, одержавших победу в состязаниях дуэтов, старт в Берлине стал дебютным. До нынешнего сезона Коробова никогда ранее не выступала в этом виде программы.
В истории чемпионатов ни одной сборной, ни одному дуэту и ни одной солистке не случалось побеждать с таким отрывом от соперниц, как удалось в этом году российским синхронисткам.
Нельзя не сказать и вот о чем: в те времена, когда наша команда во главе с уникальной солисткой Ольгой Седаковой уже была ничуть не слабее, чем любая из стран-лидеров, потребовались годы, чтобы сломать сложившиеся стереотипы и пробиться на пьедестал, разрушив "вековую" гегемонию США, Канады и Японии. При этом было понятно: то, что удалось России, автоматически ставшей после развала страны правопреемницей сборной СССР, скорее всего, не будет позволено никакой другой бывшесоветской сборной. И что этому гласно и негласно всячески будут препятствовать.
Так собственно и получилось. Наверное, только украинские тренеры знают, сколько труда вложено в те годы, что их сборная по крошечному шажочку продвигалась вверх. Выступление украинских синхронисток в Берлине - это совершенно честный триумф, выстраданный и заслуженный. И абсолютно справедливо, что завершился он золотом.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Чемпионат Европы. Берлин. Плавание в открытой воде. Команды. 5 км. 1. Голландия - 55.47,8. 2. Греция - 56.05,5. 3. Германия - 56.14,8… 8. РОССИЯ (Новикова, Абросимов, Подьяков) - 59.07,1. Мужчины, 25 км. 1. Раймон (Франция) - 4:59.18,8. 2. ДРАТЦЕВ - 4:59.31,2. 3. Стокино - 5:06.51,0. Женщины, 25 км. 1. Гримальди (Италия) - 5:19.14,1. 2. Олаш (Венгрия) - 5:19.21,0. 3. Мюрер (Германия) - 5:19.21,4. 4. КОЗЫДУБ - 5:19.32,5… 10. СОКОЛОВА - 5:26.11,0.
Синхронное плавание. Группы. Финал. 1. РОССИЯ - 96,833. 2. Украина - 94,066. 3. Испания - 92,466. Дуэты. Финал. 1. КОРОБОВА/КОЛЕСНИЧЕНКО - 96,100. 2. Ананасова/Волошина (Украина) - 92,900. 3. Карбонелл/Кламбург (Испания) - 92,166. Соло. 1. РОМАШИНА - 95,8333. 2. Карбонелл (Испания) - 93,7000. 3. Волошина (Украина) - 92,3333.
Комбинация. 1. Украина - 94,433. 2. Испания - 93,033. 3. Италия - 90,333.