ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Окончание. Начало - стр. 1, 4
КАК УВОЛЬНЯЛСЯ КУЧУК
- Во времена успехов Кучука ходили слухи, что его в клуб позвали не вы, а председатель совета директоров Вадим Морозов. Вы это всячески опровергали. Что скажете сейчас?
- Кучука в "Локомотив" позвала я. Мне казалось, что это борец и что он поставит игру. Что борец - угадала. А не угадала - что перестанет анализировать свои поступки.
- Правда, что собираетесь подавать встречный иск на Кучука?
- Мы - ответчики, а не истцы. Вообще хочу, чтобы вы знали правду. В понедельник после "Мордовии", 15 сентября, я приехала на базу и с порога пошла общаться с Кучуком. Много писали, что поговорила с игроками, а потом уже отправилась с тренеру - это неправда.
Сказала: "В свете ваших предыдущих заявлений пришла пора перейти от слов к делу и написать заявление. Команда не может эффективно работать, зная, что тренер собрался уходить, но не уходит. Он ответил: "Хорошо, дайте мне 15 минут подумать".
Далее сообщила, что на сегодня тренировка отменяется, потому что все время я посвящу общению с игроками. Пошла беседовать. С отдельными футболистами хотела поговорить группой, с кем-то - один на один. Команда - это семья, каждый имеет свою функцию. И вот сижу, общаюсь с группой игроков, и меня вызывает Леонид Станиславович.
- Вызывает?
- Просит выйти. И говорит, что не будет подавать никакого заявления об уходе, а ему нужен приказ, что он отстранен от тренировок. Говорю: "Какой приказ? Устно вам говорю, что сегодня тренировки не будет. А завтра приезжайте к 11 утра ко мне в офис".
Возвращаюсь к семи игрокам, с которыми общаюсь. А вскоре приходит начальник команды и сообщает: "Кучук выводит остальных на тренировку". У меня - шок. Говорю ребятам: "Мне что, с ним драться идти?" Они отвечают: "Уж не вам, а тогда нам, Ольга Юрьевна".
- А можете озвучить фамилии тех, кто с вами общался?
- Не хочу. Это личное. После тренировки Кучук заявил, что хочет пообщаться с командой. Дала ему такую возможность. Думала, он что-то скажет игрокам. А он не сказал ни-че-го.
Он приехал в 11 утра следующего дня в клуб, общался с Кучуком уже наш юрист - лично мы поговорили на базе. Все денежные условия, озвученные мною, были в силе, хотя у клуба нет обязанности выплачивать тренеру компенсацию в случае его ухода по собственному желанию, но он отказался - в частности, его не устроила рассрочка платежа. Все сразу - и до свидания. После этого агенты и юристы Кучука развернули целую кампанию в СМИ по дискредитации клуба. Мы действовали строго в соответствии с контрактом, предлагали цивилизованный и уважительный способ расставания. Но Кучук подал заявление в Палату по разрешению споров.
Заметьте, я им ничего не отвечала, кроме единственного заявления, в котором сказала, что мы благодарны за призовое место и что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон. Очень больно, когда человеку, кроме денег, ничего не нужно. И он фиксирует, как его не пускают на базу...
- Вы опередили вопрос на эту тему.
- Когда мы общались на базе, стало ясно, что человек в отставку не подает. На словах несколько раз подавал, а как до дела дошло - в кусты. Во вторник, на следующий день, переговоры шли на уровне юристов. А уже вечером он поехал на базу с совершенно ясными намерениями - сделать видео, как его не пускают.
- Но ведь не пустили же.
- Охранник вежливо сказал: "На базе никого нет". И это была абсолютная правда. В понедельник мы дали понять, что хотим расстаться хорошо. И для меня это был вопрос не денег, а взаимного уважения.
Не захотел он сам. И ситуацию с базой ничем, кроме как подставой, назвать невозможно. Ах, меня не пустили, я с этим побегу в суд. С тобой интеллигентно договариваются, ты не хочешь и начинаешь подставлять клуб, используя известные юридические технологии, направленные, как говорят, на личное обогащение.
- Ваша фраза: "Я поразилась, как мы с Кучуком одинаково смотрим на жизнь". Так в людях ошибаетесь?
- Ошибаюсь (вздыхает). Внутреннее разочарование очень большое. Он ведь мне понравился, показался таким простым, бесхитростным, настоящим белорусским мужиком.
- А говорят, что у женщин - тонкая интуиция.
- Она у меня очень сильно развита. Правда, я привыкла ее не слушать, считать бредом - и потом сильно о том жалеть. Но в данном случае никаких ощущений не было, врать не буду.
- Уверены, что выиграете суд у Кучука?
- Мы пойдем до конца.
ВОДУ ШАРФИКОМ ВЫТИРАЛА. КРОШКИ - НЕТ!
- Вам важно, что о вас думают люди? Или для вас главное - поставить себе цель, выполнить ее, а все остальное - суета?
- Важно. Когда вокруг тебя такая всеобщая агрессия, это на самом деле очень болезненно и тяжело переносить. Думаю, всем без исключения.
- Не хотите в связи с этим извиниться перед болельщиками, например, за историю с крошками, которые вы на встрече с ними вытерли со стола клубным шарфом?
- Никаких крошек не было! Как и другой истории - с гречневой кашей. А было так. Приходим на встречу, садимся за стол. Красножан, которого встречают овацией, от меня немножко отворачивается, и я это замечаю. Приличный человек никогда бы себя так не повел. Я была в шоке.
На стол ставят воду. Я всю жизнь пью воду только без газа. Отворачиваю крышку, а она оказывается с газом. И как на меня хлынула! Весь стол - в воде. Я промокнула ее листочками, которые взяла, чтобы записывать вопросы. Стол по-прежнему мокрый, и тогда я немножко промокнула его шарфиком. И близко никаких печений, крошек. У меня были мокрые пиджак и брюки. Ну и шарфик сверху стал мокрый. Вот и все. Так и сидела вся мокрая. Кстати, моя пресс-служба отлично знала, что я пью воду только без газа.
- Хотите сказать, вас подставили?
- Абсолютно. Сказали: "Ой, перепутали бутылки!" Я всё поняла. Такое тогда выдержала! Потом болела, наверное, полгода. Такой массовой агрессии в своей жизни не помню. В какой-то момент увидела лицо своей дочки Люси, которое выделялось на фоне всех абсолютно смертельной бледностью. У нее после этого был сердечный приступ, она попала в больницу. В 26 лет.
Старшая дочь не могла смотреть это даже по видео, которое они разместили. Говорила: "Почему ты не ушла? Как ты там сидела?" Но уйти - не в моем характере. Да, было очень тяжело, и мне даже сейчас, три с половиной года спустя, страшно это вспоминать. Ждала реальных вопросов, но было только одно: "Уберите бабу из клуба!"
Женщина в футболе - это раздражитель. Женщина, которая ни под кого не подстраивается, не говорит: "Пожалейте меня", а пытается сопротивляться, - раздражитель вдвойне. Со слабыми не борются. Борются только с сильными. При этом бороться со мной интересно, потому что я не сдаюсь. Я - инородное тело, которое нужно раздавить, чтобы оно жить не мешало.
При этом, невзирая на такую вот оценку моей деятельности со стороны большинства, авторитет в футболе я завоевала. Когда тебя выбирают голосованием в исполком РФС, и делают это мужчины, которые много лет в футболе, - это показатель. Я искренне пытаюсь поставить футбол на другой уровень менеджмента. Прозрачный, в соответствии с контрактами, уважительный друг к другу. К сожалению, с одной стороны, не все хотят перемен. А с другой - со мной безопасно конфликтовать, потому что за мной никто не стоит.
- А вот мой уважаемый коллега Алексей Андронов в свое время в материале "Шальная императрица" написал, что вас курирует глава администрации президента России Сергей Иванов. И об этом многие говорят.
- Это неправда.
- А правда ли, что Якунин сейчас хотел только российского тренера?
- Нет.
- В одном из интервью вы сетовали: "Бедность кадров в футболе ужасающая. Профессионалов совсем мало". Себя вы считаете профессионалом в футболе?
- Я нанятый профессиональный менеджер для управления клубом. Да, считаю себя профессионалом. И делаю свою работу очень хорошо. Никому это не интересно, но я добилась положительного баланса клуба. Бюджет 2010 года был принят не мной, и когда я стала президентом, дефицит был очень серьезный - более полумиллиарда рублей. За четыре месяца за счет управленческих действий мы сократили дефицит до 120 миллионов. Бюджет 2011 года не отличался от предыдущего ни на копейку, и клуб опять имел прибыль. Положительный баланс остается и сейчас.
- Постойте. Сегодня "Локо", по данным сайта transfermarkt.de, по совокупной стоимости игроков со 113 миллионами евро 4-й клуб России и 37-й - Европы. Прямо перед вами - победитель Лиги Европы "Севилья", за вами - лидер чемпионата Франции "Марсель". А ведь к моменту назначения перед вами ставилась задача сокращения расходов.
- Считаю ваш вопрос некорректным. Потому что чемпионат сейчас совсем другой. Невозможно сравнивать бюджеты 2010 и 2014 годов. После появления фактора "Анжи", в 2012 году, произошел прыжок в космос. И если сокращать расходы, то невозможно ставить задачи. От меня требовали сбалансировать клуб, и мы это сделали.
- В одном из интервью вы признали, что клуб зарабатывает лишь 17% от своего дохода сам, а остальные 83 - это спонсорский контракт с РЖД. Согласно требованиям финансового fair play, контракты со структурами, афиллированными с владельцами, не включаются в доход клуба. То есть те 17% и есть доход "Локо", и эту сумму вы не имеете права превышать. Так?
- Я много понимаю в финансах и знаю, что мы будем одними из лучших в России по соблюдению финансового fair play. В частности, увеличили загрузку стадиона, провели концерт Depeche Mode - и это был прорыв. Везде в мире поют на стадионах! Поскольку концерт прошел успешно, нас сейчас предложили рок-группам под мировые турне.
Еще заработали на сдаче стадиона в аренду разным клубам, используя ситуацию с дефицитом арен. Сейчас, с вводом спартаковского стадиона, ситуация улучшилась, но не воспользоваться этим было грех.
Надо учесть, что только мы, и теперь "Спартак", содержим клубную инфраструктуру сами. Спасибо Леониду Арнольдовичу (Федуну. - Прим. "СЭ"), который уже сказал президенту страны: за поля, на которых играют наши дети, мы платим налоги коммерческих организаций. Надеюсь, ситуация изменится.
ПРОГРАММА ГАЗЗАЕВА ИНТЕРЕСНАЯ, НО СЫРАЯ
- У Валерия Газзаева в программе реформ есть пункт о налоговых льготах для тех, кто вкладывает деньги в футбол.
- Мы не имеем никаких преференций за социальные функции детства! А платим общие налоги для коммерческих организаций. Это касается интерната, полей - всего. И это в корне неправильно.
- Что вам в программе Газзаева нравится, а что - нет?
- Много дельных идей, но во многом она еще сырая. Например, вопрос с расширением РФПЛ. Гипотетически 18 клубов - это неплохо, но в реальности сейчас большая беда с финансированием. Возьмите "Ростов", где футболистам давно не платят. Куда расширяться, когда очень сложная экономическая ситуация в стране?
Или обязательное участие в матчах игроков до 21 года. Я против преференций какой-либо категории футболистов в любом виде. Начиная с лимита и заканчивая этим предложением. Потому что благими намерениями вымощена дорога в ад. Если человек прогрессирует, любой тренер его и так поставит - возьмите Лешу Миранчука. В "МЮ" появился Янузай - никакие преференции ему не потребовались!
Газзаев предлагает полностью отменить лимит, и это хорошо. Но я не верю в возможность этого в ближайшее время, и "10+15" уже стало бы шагом вперед к свободной конкуренции. А только она приведет к качеству.
- Знаменитый ветеран Валерий Маслов как-то сказал: "Газзаев два года Смородскую в футболе натаскивал". Что имел в виду?
- (Смеется.) Про "натаскивал" - не знаю. Но во времена моей работы в ЦСКА мы многое обсуждали, обменивались мнениями. И заслуга Валерия Георгиевича в моем понимании футбола, конечно, есть.
- Газзаев дал понять, что собирается баллотироваться на пост президента РФС. Поддержите?
- При действующем президенте РФС члену исполкома неэтично обсуждать эту тему.
- А как вы относитесь к работе Николая Толстых?
- Когда он пришел, я сказала - выборы были честные, мы работаем с ним и поддерживаем его. С тех пор прошло два года. К сожалению, президент РФС не сократил дефицита бюджета футбольного союза, не привлек новых спонсоров, а напротив, создал обстановку, в которую бизнес не идет. Таков пока инвестиционный климат в футболе.
- Вам не было стыдно за некоторых коллег из исполкома РФС во время известного заседания по Крыму?
- Стыдно не за коллег, а за того, кто отдал запись в СМИ. Он совершил преступление. Вот это - мерзко и за гранью приличия. И по некоторым признакам для меня - и не только - очевидно, кто это сделал. Но говорить публично не буду. Скажу одно: когда такие вещи происходят, кто захочет вкладывать деньги в наш футбол, приходить в него?
Хочу, чтобы у нас когда-нибудь стало, как в Англии, где на последнем матче сборной "Уэмбли" собрал не 90, а 75 тысяч. После чего в прессе поднялась форменная свистопляска. Я Daily Telegraph читала - целые аналитические статьи этому посвящали!
- Беда-то какая.
- Вот в том-то и дело, что там - беда! Потому что там или в Германии о каждом зрителе заботятся. И разбираются, когда посещаемость начинает падать. И условия создают, чтобы люди с удовольствием на футбол ходили - и чтобы никто им не портил праздник. Мечтаю, чтобы так же однажды стало у нас. И это одна из причин, почему не хочу никуда уходить.
Игорь РАБИНЕР