Газета Спорт-Экспресс № 254 (6613) от 14 ноября 2014 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 ноября 2014 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

В ближайшем будущем "Королевские гонки" могут измениться до неузнаваемости: участников чемпионата либо разделят на классы, либо заставят выводить на старт по три болида от каждой команды.

КОМАНДАМ ПРЕДЛАГАЮТ ПО МАШИНЕ В НАГРУЗКУ

Сезон-2014 подходит к концу. На стартующем через неделю этапе в Абу-Даби будет дан ответ на вопрос, кто станет чемпионом мира, и пилоты наконец отправятся на заслуженный отдых. Но когда они вернутся к работе, "Формула-1" может быть уже не такой, какой была в последние десятилетия.

Сейчас остаются открытыми многие важные вопросы, касающиеся переходов гонщиков, возможности доработки двигателей, необходимости начисления в будущем двойных очков в последней гонке и прочего, и в этом плане межсезонье тоже станет горячей порой. Однако возможные изменения, касающиеся спортивной составляющей, могут стать краеугольным камнем "Королевских гонок" на долгое время.

Главной причиной революционных перемен, как и всегда, являются деньги. На старт последних гонок в США и Бразилии выходили по 18 машин, и велика вероятность того, что столько же их будет и на заключительном этапе в ОАЭ. Если "Маруся" и "Катерхэм", пропустившие американские гонки из-за финансовых трудностей, так и не найдут новых инвесторов, то в следующем сезоне в чемпионате будут выступать всего лишь девять команд. Американский коллектив "Хаас" намеревается предстать перед публикой только в 2016 году.

18 машин в пелотоне - редчайшее явление для "Формулы-1" за долгие годы, но пока такое количество болидов еще выглядит приемлемым. Однако на волне серьезных проблем у российской и малазийской команд три других небогатых коллектива - "Лотус", "Форс Индия" и "Заубер" - тоже громко заявили о своих финансовых трудностях. Они потребовали более справедливого распределения доходов в "Формуле-1". По слухам, на последних заокеанских гонках эти команды даже угрожали бойкотом, который был предотвращен только после звонка "сверху" - от Дональда Маккензи, соучредителя инвестиционной компании CVC, формально являющейся работодателем босса "Королевской серии" Берни Экклстоуна.

Как бы то ни было, если при нынешнем раскладе в межсезонье или по ходу следующего чемпионата "Королевские гонки" потеряют еще одну или тем более две конюшни, это станет настоящей катастрофой. В договорах Экклстоуна с организаторами гонок говорится, что на старт должны выходить не менее 16 болидов, в противном случае вся серия рискует потерять огромное количество денег, а по ее имиджу будет нанесен серьезный удар. Именно малое число машин на старте сейчас является главной угрозой "Формулы-1".

Чтобы застраховаться от такого поворота событий, Экклстоун предлагает новые идеи, которые во многом являются хорошо забытыми старыми. С особым энтузиазмом обсуждается вопрос о появлении на стартовой решетке третьих болидов ведущих команд. Такая возможность давно предусмотрена регламентом "Королевских гонок", но до некоторого момента особой надобности в подобных мерах не было. Контракт между командами и Экклстоуном предполагает, что первыми возможность выставить на старт третью машину получат "Феррари", "Ред Булл" и "Макларен". А уже в случае, если кто-то из них откажется, такой шанс появится у "Мерседеса" и других команд.

Итальянская и австрийская конюшни вроде бы готовы заявить третьи машины, а вот британская команда с ответом колеблется. Кто в итоге выпустит на старт по три болида? За счет каких средств будет оплачена их подготовка? Будут ли дополнительные машины иметь другой окрас и иные спонсорские логотипы? Какие правила набора очков будут использоваться в этом случае и кого можно будет посадить за руль в качестве третьего пилота? Ответов на эти и многие другие вопросы пока нет. Как и окончательного решения по третьим болидам.

Однако ясно, что помимо "большой четверки" команд вряд ли кто-нибудь сможет без серьезных проблем для бюджета выставить на решетку еще одну машину. Даже в "Ред Булле" отметили, что для них было бы дешевле создать общий фонд помощи бедным конюшням, чем возить по этапам третий болид.

Дочерний коллектив "Ред Булла" - "Торо Россо", как и "Уильямс", находится в стороне от этих споров, хотя представители британской конюшни отметили, что не считают появление третьей машины хорошей идеей. А вот "Лотус", "Форс Индия" и "Заубер" продолжают жаловаться на плохое финансовое положение, эгоизм топ-команд и боссов "Формулы-1", требуя денег.

Делиться деньгами CVC и топ-команды не очень хотят, тем более действующие договоренности этого не предполагают. Но ради общей пользы они, вероятно, готовы найти разумный компромисс по финансовой помощи трем конюшням, находящимся в наиболее сложном положении. Что же касается возможности появления третьей машины на старте, то эта идея может быть использована, как инструмент давления, чтобы "Лотус", "Форс Индия" и "Заубер" стали сговорчивее. Экклстоун призывает середняков и аутсайдеров быть более эффективными с точки зрения бизнеса. Не исключено, кстати, что финансовая помощь трем командам может быть оказана из тех средств, которые должны были получить по итогам сезона "Маруся" и "Катерхэм". И в этом случае, как бы цинично ни звучало, их преждевременная гибель была бы выгодна всем оставшимся участникам чемпионата.

До середины 1970-х появление трех или даже большего числа машин одной команды на стартовой решетке в "Формуле-1" было обычной практикой. На отдельные этапы некоторые конюшни привозили третьи болиды вплоть до первой половины 1980-х, а последний такой случай произошел с "Рено" на "Гран-при Германии"-1985, то есть почти 30 лет назад. Когда проблема с количеством участников "Гран-при" исчезнет, возможно, командам для экономии средств разрешат выступать по ходу сезона и одной машиной, что тоже было распространенной практикой до начала 1990-х годов.

Другой возможностью для увеличения числа машин на стартовой решетке может стать разрешение использовать с 2016 года клиентские шасси. Сегодня каждая команда должна сама разрабатывать и создавать свои болиды, а не пользоваться готовыми наработками крупных конюшен, хотя и такое в "Формуле-1" уже было. Однако это решение может ударить по нынешним проблемным коллективам, которые создают машины самостоятельно. Ведь согласившись на клиентское шасси для экономии, им, скорее всего, придется отказаться от попыток бороться с лидерами.

Наконец, еще одна идея Экклстоуна для расширения стартовой решетки - создание гоночной серии, машины которой будут выходить на старт одновременно с болидами "Формулы-1", что тоже уже бывало в истории "Королевских гонок". Класс, получивший условное название Super GP2, подразумевает наличие одинаковых шасси по образу нынешних болидов GP2, но с более мощными двигателями. Правда, это предложение только усилило страхи конюшен-середняков, которые считают, что их не хотят видеть в "Формуле-1".

Пока неизвестно, какие из этих идей будут реализованы, а какие так и останутся на бумаге. Не совсем понятно и то, будет ли "Формула-1" и дальше двигаться в сторону снижения расходов и экологичности. И как это сочетается с необходимостью увеличить громкость звука двигателей, ведь нынешний сдержанный рев не нравится никому. Так что "Королевские гонки", вероятно, стоят на пороге больших перемен. Впрочем, кризисные ситуации в насыщенной истории "Формулы-1" случались часто, и пока она их успешно преодолевала.

Дмитрий АФОНИН