ФУТБОЛ
СВОЯ КОЛОНКА
ЦЕЛЯТ НЕ В РОССИЮ, А В БЛАТТЕРА
Александр ПРОСВЕТОВ
Вздумалось же ФИФА раздавать четыре года назад сразу два мировых чемпионата! Из-за этого Россия оказалось в эдакой связке с Катаром. Во всяком случае, 430-страничный доклад американского юриста Майкла Гарсии, вокруг которого разгорелся сыр-бор, посвящен расследованию обстоятельств предоставления как ЧМ-2022, так и ЧМ-2018. И при этом упоминаются названия обеих стран-хозяек предстоящих турниров, хотя в адрес России, в отличие от Катара, никаких упреков в неправильном ведении заявочной кампании до сих пор не звучало.
Максимум, что довелось прочитать, - россияне уничтожили интернет-переписку. Так никто и не обязан хранить e - mail -сообщения несколько лет. Не говоря уж о том, что в них может содержаться конфиденциальная информация, не имеющая отношения к какому-либо подкупу, но и не предназначенная для всеобщего потребления и, в частности, для г-на Гарсии.
Бывший федеральный прокурор по южному округу штата Нью-Йорк, он женат на сотруднице ФБР и сам, как пишет западная пресса, не стал в 2011 году главой этого ведомства лишь потому, что считался человеком прежней республиканской администрации. А в апреле 2013 года Гарсия был включен в список лиц, "причастных к легализации и применению пыток, бессрочному содержанию заключенных" ("список Гуантанамо"), который в России составили в ответ на "список Магнитского", так что нынешнему главе следственной палаты комитета по этике ФИФА въезд в РФ заказан. Впрочем, изучением предвыборных кампаний России и США занимался другой человек, не являющийся американским гражданином.
Огромный доклад Гарсии до сих пор не был опубликован. Неделю назад глава арбитражной палаты комитета по этике ФИФА Ханс-Йоахим Эккерт обнародовал лишь его 42-страничный обзор. При этом немец заметил, что замечания имеются к большинству из девяти заявок, включая английскую, что за отдельные незначительные нарушения некоторые катарские официальные лица могут понести наказания, но в целом голосование было честным.
Подводим черту? Не тут-то было. Гарсия выступил с протестом, заявив, что в обзоре Эккерта "многие цифры и выводы неполные или ошибочные". Как раз сегодня, кстати, главы следственной и арбитражной палат должны встретиться, чтобы обсудить свои разногласия.
Однако в футбольном сообществе уже многие требуют обнародования доклада Гарсии целиком. И если сам автор, возможно, руководствуется личными мотивами профессионала - два года рыл носом землю, а оказалось, что писал в стол, то у других могут быть иные интересы.
Не думаю, что в Английской футбольной ассоциации кто-то всерьез надеется на пересмотр итогов голосования по ЧМ-2018 в свою пользу. Но после поражения в декабре 2010 года эта организация находится в "контрах" с президентом Йозефом Блаттером и настаивает на том, что вся система ФИФА коррумпирована. Не потому ли Эккерт сделал теперь достоянием гласности не красящие британцев связи с таким вымогателем, как бывший президент КОНКАКАФ Джек Уорнер?
За публикацию всего труда выступил также президент УЕФА Мишель Платини, но и он давно уже не союзник Блаттера. Их взгляды расходятся по многим вопросам, и намерение 78-летнего швейцарца вновь переизбраться в следующем году француз не поддерживает.
Президент Германской футбольной лиги Райнхард Раубаль в интервью изданию Kicker договорился до того, что, если доклад не будет предан огласке, УЕФА может выйти из состава ФИФА. Оригинально…
Наконец, федерации футбола Бельгии и Голландии выступили с совместным заявлением, в котором подчеркнули, что желают полной гласности, поскольку проиграли борьбу за ЧМ-2018. Хотя при симпатичной, на мой взгляд, компактной заявке, две страны из-за отсутствия правительственных гарантий и не рассчитывали победить.
Похоже, этому тандему просто хочется предстать "во всем белом", поскольку к тому, как он вел дела, нет вообще никаких претензий.
ФИФА между тем спотыкается буквально на ровном месте. Так, отказ опубликовать весь доклад Гарсии объяснялся необходимостью сохранить в тайне имена людей, давших показания. Тем не менее Эккерт фактически "слил" двух осведомительниц - Федру Альмаджид и Бониту Мерсиадес, работавших соответственно на катарскую и австралийскую заявки, хотя этим дамам была обещана полная анонимность. Имен Эккерт прямо не назвал, но журналисты распознали их по ссылкам на прежние высказывания.
Проблема в том, что показания давали не только эти две помощницы расследования, а в общей сложности 75 человек. Сомнительно посему, что ФИФА согласится на публикацию фолианта, тем более что даже отдельными фактами впоследствии будут размахивать, доказывая, что вся система прогнила.
При этом ФИФА при всех своих несовершенствах по крайней мере не поддается нажиму со стороны правительств. За что ей в нынешних условиях безусловное спасибо.