ХОККЕЙ
В минувшую пятницу на внеочередном заседании совета директоров КХЛ вместо Александра Медведева на пост президента лиги был избран Дмитрий Чернышенко. "СЭ" попытался разобраться в том, какими должны быть его первые шаги в новой должности.
КХЛ: КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?
Андрей КУЗНЕЦОВ
МЕДВЕДЕВУ ЕСТЬ ЗА ЧТО АПЛОДИРОВАТЬ
Александр Медведев возглавлял лигу на протяжении шести с половиной лет - и после своего ухода заслуживает в первую очередь громких аплодисментов и гарантированного места в Зале российской хоккейной славы. Потому что если вспоминаешь о принципах и переменах, обещанных им накануне создания КХЛ, то осознаешь: почти все взятые на себя обязательства первый президент выполнил.
Он перевел наш клубный хоккей на рельсы настоящей цивилизованности. Покончил с диктатом и самодурством клубных руководителей. С бесправием игроков. С черными зарплатами и нелегальными премиями. Санкционировал создание независимого профсоюза и независимого же, неподвластного клубной воле судейского комитета.
Заставил заграницу вспомнить об уважении к русскому хоккею. До появления КХЛ Америка воровала наших игроков почем зря. Спустя семь лет Россия отпускает на стажировку к заклятым друзьям только тех, кого хочет отпустить сама (ну еще и Ягр доигрывать в НХЛ отбывает). Без меморандума о взаимном уважении контрактов обеими лигами, обеспеченного наступательной переговорной политикой Медведева, о равноправии двух чемпионатов говорить бы не приходилось.
Первый президент КХЛ сумел отладить систему, которая воспроизводит игроков - чемпионов мира. Если в Квебеке-2008 и Стокгольме-2012 чемпионство для родины добывали в основном "десантники" из-за океана, то золотой Берн-2009 и недавний минский триумф - трофеи команд, укомплектованных на базе КХЛ. Лига укрепила свою вертикаль созданием МХЛ и системы фарм-клубов.
Александр Иванович всегда позиционировал себя центристом, умело фильтровал предложения реформаторов (лагерь Фетисова - Ларионова) и патриотов (ФХР Третьяка), брал от аргументов каждой стороны лучшее. И, никогда не забывая делать поправку на русские реалии, в итоге соблюдал интересы отечественного хоккея.
Он подарил клубному хоккею России новое лицо. В виде бренда Кубок Гагарина, Матчей звезд и собственного телевидения. Хоккей на фоне кремлевских башен и Мавзолея. Минск с Гретцки, Рига с поющим Анисиным, Челябинск с неповторимым уральским колоритом и трансляцией на 70 стран. Замечательный плей-офф с новой формулой "серии до 4 побед" и традицией определять обладателя кубка в седьмом матче финала.
Кстати, именно при Медведеве хоккей стал самым массовым с точки зрения народной любви спортом России. Количество людей, вживую посмотревших матчи КХЛ, превзошло аналогичный показатель футбольной премьер-лиги. А сама хоккейная лига приняла континентальный размах, расширив свое представительство до восьми стран.
НАСТУПАЕТ ЭПОХА ПЕРЕМЕН?
Пожалуй, единственным не претворенным в жизнь стал принцип равных возможностей - ведь именно об этом шла речь в 2008-м, когда проект КХЛ только принимал старт. Самое интересное, что в первые годы существования лиги по этому принципу не очень-то и скучали. Да, восхищались "Спартаком" и рижанами, выбивавшими из плей-офф СКА с московским "Динамо". Хлопали золушкам-финалистам ХК МВД и "Атланту". Но расцветал чемпионат все-таки не выскочками. А топ-клубами. Приездом зарубежных суперзвезд вроде Ягра и Гашека. Возвращением на родину энхаэловцев - от Федорова, Набокова и Житника до Ковальчука с Радуловым. На определенном этапе гонка бюджетов шла в целом на благо КХЛ. Поскольку напитывала чемпионат лицами для афиши, игроками-символами.
Не случайно в эпоху экономического благополучия против гонки финансовых вооружений многие участники КХЛ (хотя далеко не все) не возражали. А потом ситуация стала меняться. Экономический горизонт нынче затягивается тучками. Для существующего на спонсорские деньги клубного хоккея страны наступает время испытаний. Чтобы не грянула гроза в виде финансового и спортивного дефолта, КХЛ должна понять: куда двигаться дальше?
Окончание - стр. 14