ФОРМУЛА 1
ЕСТЬ ТЕМА
Почему несовершеннолетних гонщиков теперь не будут пускать за руль машины "Формулы-1" .
Всемирный совет по автоспорту существенно усложнил правила получения суперлицензии, дающей пилоту возможность стартовать на этапах "Королевской серии". Теперь для получения пропуска в "Формулу-1" гонщик должен не просто иметь действующие водительские права, провести не менее двух сезонов во взрослых чемпионатах и проехать не менее 300 километров за рулем боевой машины во время тестов или тренировок. С 2016 года суперлицензию смогут получить только те, кому уже исполнилось 18 лет. Таким образом, "Формула-1" пополнила длинный список видов спорта и дисциплин, имеющих возрастные ограничения и не пускающих на старт слишком юных спортсменов.
ДЕТЯМ ДО 18 - ВХОД ВОСПРЕЩЕН
Олег ШАМОНАЕВ
НЕУДОБНЫЕ СОПЕРНИКИ
Поводом для появления нового запрета, безусловно, стало подписание командой "Торо Россо" контракта с 16-летним Максом Ферстаппеном прошлым летом. В будущем сезоне голландский юноша и потомственный пилот должен стать самым молодым гонщиком в истории "Формулы-1". Подобная перспектива расколола мир автоспорта на два лагеря. Одни специалисты утверждают, что талантливого юношу грешно мариновать в маленьких чемпионатах, и что его способности лучше раскроются именно на топ-уровне. Другие, которых в итоге поддержал президент Международной автомобильной федерации ( FIA ) Жан Тодт, полагают, что чрезмерное давление и необходимость показывать результат среди лучших гонщиков планеты могут сломать хрупкую подростковую психику.
Между прочим, сам Ферстаппен успел получить суперлицензию по старым правилам и не попал под новый запрет. В 2016-м Максу уже исполнится 18 лет, а значит, бояться ему нечего, и будущий рекорд голландца в итоге станет вечным. Любопытно, что в родной Голландии будущему рекордсмену пока можно управлять автомобилем только в присутствии взрослого, а в России ему бы разрешили сесть лишь за руль мотоцикла. Впрочем, такие драконовские порядки действуют далеко не во всех странах. Например, в США 16-летним подросткам разрешено управлять автомобилем без ограничений.
По большому счету причина нынешних ограничений - отнюдь не опасения, что до 18 лет пилоту недостанет ответственности, умений и физических возможностей для управления таким сложнейшим агрегатом, как машина "Формулы-1". Если тот же Ферстаппен будет постоянно создавать на трассе аварийные ситуации или проигрывать всем остальным гонщикам, его не спасет никакая суперлицензия. Но вопрос лежит не в спортивной, а в этической и маркетинговой плоскости. Во-первых, организаторы любых коммерческих стартов как огня боятся обвинений в эксплуатации детского труда. А по законам многих стран несовершеннолетний человек ни в коем случае не может быть принят на работу наравне со взрослым.
Во-вторых, в случае возникновения трагических инцидентов с юными пилотами, вроде того, что в минувшем сезоне имел место с Жюлем Бьянки, обвинения в адрес организаторов соревнований будут звучать намного жестче. И, наконец, юниор для опытных гонщиков априори самый невыгодный соперник. При победе над ним неизбежно будет получаться, что ветеран всего лишь опередил мальчишку и в общем-то не сделал ничего особенного. Ну а поражение от вчерашнего школьника вообще покроет седины возрастного пилота несмываемым позором. В общем, аргументов "против" набирается значительно больше, чем аргументов "за". Финальным же аккордом здесь становится позиция людей, определяющих коммерческую стратегию "Формулы-1".
Вроде бы, с одной стороны, интерес к молодому да раннему Ферстаппену привлечет к "Большим призам" новую аудиторию. С другой - эта аудитория может оказаться не совсем той, на которую обычно делают ставку главные спонсоры "Королевской серии". Традиционно считается, что "Формула-1" - это пристанище солидных и платежеспособных болельщиков. А вот что делать с юными фанатами и фанатками, которые сейчас неизбежно нахлынут в мир "Гран-при", генеральный промоутер "Ф-1" Берни Экклстоун представляет себе очень плохо.
ВОЗРАСТНОЙ ДОПИНГ
"Формула-1" - далеко не первопроходец в строительстве барьеров на пути спортивных акселератов. Хотя до 1960-х годов это проблема не казалась спортивному сообществу серьезной. Так, на первой Олимпиаде-1896 греческий гимнаст Димитриос Лундрас соревновался 10 лет от роду. Впоследствии возраст участников крупных гимнастических стартов ограничили 14 годами, а с 1980 года лимит постепенно начал увеличиваться. Сейчас он составляет 16 лет. И это обусловлено не только заботой о психологическом и физическом здоровье юных спортсменов.
Считается, что детские тела более приспособлены для выполнения различных гимнастических упражнений, чем те, которые уже вступили в период полового созревания. Кроме того, у детей притуплен страх получения травмы, поэтому они легче идут на выполнение рискованных элементов. В результате 13-14-летние гимнасты имеют преимущество над более взрослыми конкурентами. Однако федерации гимнастики не нравится имидж подросткового вида спорта, и она всячески пытается противодействовать омоложению своих соревнований. Порой это приводит к скандалам, связанным с фальсификацией документов спортсменов, которых спортивные руководители искусственно стремятся "состарить".
Возрастные лимиты сегодня затрагивают практически все виды спорта, в которых от человека в первую очередь требуются ловкость и хорошая координация. После того как на зимних Играх-1994 13-летняя Ким Юн Ми в составе сборной Кореи завоевала золото в женской эстафете в шорт-треке и стала самой юной чемпионкой в истории Белых Олимпиад, Международный союз конькобежцев принял решение не допускать на Игры и чемпионаты мира по конькам, шорт-треку и фигурному катанию спортсменов моложе 15 лет. Эти ограничения действуют и по сей день. Более того, в парном катании и танцах на льду партнерам на момент начала сезона теперь должно исполниться 20 лет, и эту планку собираются поднять до 21 года.
В любительском боксе участники взрослых соревнований не могут быть моложе 17 лет. Но здесь есть и верхняя планка - не старше 34. В профессиональном боксе, так же как и в "Формуле-1", не допускают к соревнованиям спортсменов младше 18 лет и стойко выдерживают этот барьер, несмотря на то, что весь современный спорт стремительно молодеет.