Газета Спорт-Экспресс № 286 (6645) от 22 декабря 2014 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 декабря 2014 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

Воскресные масс-старты завершились победой Кайсы Макарайнен, оторвавшейся в общем зачете Кубка мира от сошедшей с дистанции трехкратной олимпийской чемпионки Дарьи Домрачевой на 119 очков, и вторым золотом Антона Шипулина, который был признан победителем, несмотря на протест французов .

НЕРВНОЕ ЗОЛОТО ШИПУЛИНА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Поклюки

Женский масс-старт в Поклюке будут, подозреваю, вспоминать еще долго. Именно эта гонка уже обернулась для Домрачевой потерей крайне большого количества очков и, вполне может статься, скажется не лучшим образом при подведении итогов сезона. Причиной - нелепейшая случайность: когда Дарья выходила со штрафного круга, ее нечаянно подсекла французская спортсменка. Но так, что белоруска полетела кувырком, сломав винтовку.

Впрочем, в момент падения Даша еще не знала этого. У нее вылетели обе обоймы, но по ходу второго круга тренеры сообщили по рации, что передадут ей новые - на рубеже. И уже там выяснилось, что винтовка не стреляет.

Стрельба из запасного оружия закончилась для Домрачевой четырьмя промахами и потерей кучи времени (отставание на выходе со второго рубежа составило +3.02,1). В горячке спортсменка, вместо того чтобы зайти на штрафные круги, бросилась на лыжню, потом вернулась. В итоге было принято решение (возможно, поспешное) не продолжать гонку. А может быть, Домрачева просто была не в состоянии соревноваться дальше: при падении она довольно сильно ушибла руку.

Это было очень обидно. Днем ранее, победив в гонке преследования, трехкратная олимпийская чемпионка просто лучилась счастьем. Сказала, комментируя старт:

- Гонка получилась очень сложной, хотя я начала ее с привычной для себя скоростью и с первых же метров убедилась, что лыжи продолжают прекрасно работать, как и во время пристрелки. Соответственно пришла уверенность. На рубежах я чувствовала, что полностью контролирую и гонку, и свои действия - это, пожалуй, было самым важным для меня ощущением.

Дело в том, что с самого начала сезона - со стартов в Эстерсунде - нам никак не удавалось добиться хорошей работы лыж. Меня это стало порядком напрягать, если честно. Когда идешь на старт, зная, что лыжи работают не должным образом, уверенность резко падает. Понимаешь, что не держишь контроль над гонкой, что твой результат перестает от тебя зависеть. Психологически это сильно выматывает. Поэтому и на рубеж приходишь не в самом лучшем для стрельбы состоянии. Становится сложнее концентрироваться, в голову постоянно лезут лишние мысли. Поэтому я рада, что наконец бежала так, как хочу, и что все получилось удачно.

После лучшего среди россиянок девятого результата в гонке преследования Дарья Виролайнен поспешила сказать, что Поклюка - место для нее счастливое. В масс-старте Даша тоже стала лучшей из команды - 15-й с четырьмя промахами и почти двухминутным отставанием от победительницы. В целом выступление российских девушек на этом этапе Кубка мира скорее удручало, чем внушало оптимизм. Они и сами выглядели растерянными. Екатерина Глазырина, финишировавшая в преследовании 31-й, пожаловалась:

- Очень устала. Если лежа мне еще как-то стрелялось - лег, и вроде как сил тратишь не особенно много, - то в стойке я с трудом удерживала в руках винтовку. Думала, что день отдыха позволит хоть немножко восстановиться, но этого не произошло. Дело ведь не в лыжах, не в том, что трасса была сложной, а именно в самочувствии. Бежала, видела, что меня все легко обгоняют, и была не в состоянии не то что не пускать соперниц вперед, но даже попробовать самой зацепиться за кого-то из них. Может быть, в масс-старте получится лучше? Все-таки там не будет проигрыша в 1.13 еще до старта. И при удачной стрельбе наверняка будут шансы.

В масс-старте шансы спортсменки реализовались в те же четыре промаха, что и у Виролайнен, и 19-е время. Единственным "плюсом" российских участниц стало решение: все четверо (включая Ольгу Подчуфарову и Яну Романову) продолжат выступления на январских этапах Кубка мира без дополнительного декабрьского отбора в Ижевске.

* * *

"Лишний" субботний промах Антона Шипулина лишил спортсмена шанса бороться за второе золото, а публику - увлекательнейшей борьбы россиянина с Эмилем Хегле Свендсеном.

- Сработала прежняя свойственная мне ошибка, - объяснил по этому поводу Антон. - Слишком хотел побыстрее уйти на дистанцию. Вот и дернулся. Ну а на четвертом рубеже сразу после стрельбы бросил взгляд на табло и понял, что продолжать бороться за победу уже не имеет смысла. Свендсен - не новичок. Не думаю, что он не мог бы прибавить, если бы увидел, что я начинаю его догонять. А в таких случаях сразу возрастает опасность выложиться в гонке сверх меры. В условиях высоты это очень большой риск. Можно загрузиться так, что потом не восстановишься и за несколько недель.

В Поклюке биатлонистам и без того пришлось тяжело: три соревновательных дня подряд наложили отпечаток на всех участников. Тем большей непредсказуемостью грозил обернуться масс-старт: на фоне усталости всегда возрастает количество ошибок.

Первая случилась в самом начале гонки: на спуске, оторвав крепление, упал Тимофей Лапшин. "Его проблема заключается в том, что он всегда во что бы то ни стало хочет быть первым. А надо просто делать то, что делаешь на тренировках", - сказал, характеризуя Лапшина, старший тренер мужской команды Александр Касперович. Впрочем, в ажиотаже масс-старта немудрено было потерять голову. Тем более весь кубковый опыт Лапшина за два предыдущих года сводился к трем стартам на предолимпийском этапе в Антерсельве и еще трем под занавес сезона - в Контиолахти и Холменколлене.

Главным героем гонки, конечно же, предстояло стать Шипулину. И он завернул интригу ровно таким же образом, как Домрачева в гонке преследования: чисто прошел три рубежа и смазал заключительный выстрел - на четвертом. И точно так же, как в случае с Дарьей, было понятно: если не произойдет непредвиденного, финиш должен остаться за россиянином.

Можно, конечно, сказать, что Антону повезло: третьей жертвой судьбы в этот день хоть и был выбран француз Жан-Гийом Беатрикс, чуть было не свалившийся под ноги Мартену Фуркаду и сломавший палку не без помощи соотечественника, но ведь с таким же успехом он мог свалиться под ноги Шипулину. Однако получилось, что Антон, который на отметке 14,2 км был еще третьим, сумел перед самым падением Беатрикса выйти вперед. И с этой секунды его мало волновало то, что происходило за спиной. Падение Беатрикса стало поводом для протеста французов, но он не был удовлетворен организаторами этапа. Шипулин сохранил свою победу.