ФУТБОЛ
Обозреватель "СЭ" побывал на празднике в честь 90-летия победителя Игр-1956, легендарного спартаковца Алексея Парамонова. Первыми, кто поздравил юбиляра, были его партнеры по золотой команде - Никита Симонян, Анатолий Исаев и Анатолий Ильин.
ЧТО ФЕДУН ПОДАРИТ ПАРАМОНОВУ НА ЮБИЛЕЙ?
Игорь РАБИНЕР |
с Лужнецкой набережной |
...Они вышли на сцену - три олимпийских чемпиона далекого-предалекого Мельбурна. Вышли, чтобы поздравить четвертого, который 21 февраля первым пересек 90-летнюю черту.
Алексей Парамонов в нарядной бабочке, его жена Юлия Васильевна, с которой они вместе с 1950 (!) года, смотрели на эту троицу - и сияли. Никита Симонян, Анатолий Исаев, Анатолий Ильин - глядя на этих великих, даже многое повидавший актер Валерий Баринов качал головой: "Какие люди!" А Симонян со сцены усмехался: "Сейчас подсчитал - нам на четверых 355 лет".
Симонян в своих поздравлениях не хотел быть голословным. Из зажигательной речи Никиты Павловича выяснялось, что он, лучший бомбардир "Спартака" в истории, при судействе Николая Латышева забил семь голов, а не первостатейный вроде бы снайпер Парамонов - десять. И что Ференц Пушкаш, чья статистика за сборную Венгрии - мяч за игру, - в двух встречах со сборной СССР не поразил цель ни разу, потому что его опекал Парамонов. Отсюда вывод: Алексей Александрович был первым настоящим универсалом в советском футболе, поиграв и в нападении, и в полузащите, и в обороне.
Исаев живописал три недели изнурительных кроссов на сборах в Сухуми под проливными дождями. Вся команда чертыхалась - а бодрячок Парамонов всегда бежал первым и задавал остальным невыносимый темп. Тогда партнеры на него ругались - а когда начинался сезон и появлялась легкость в ногах, про себя его благодарили. За то, что своим отношением к труду, который для него, рабочей лошадки и надежнейшего человека, всегда был в футболе главным, не позволил им сачковать. Симонян по этому поводу вспоминал, что Парамонов, еще в бытность игроком изучавший французский язык, все время подгонял себя возгласом: "Travail! Travail!" - "Работать! Работать!"
* * *
Юбилейный вечер, проходивший в ресторане Олимпийского комитета России на Лужнецкой набережной (что неудивительно - сколько лет проработал в этом здании, где раньше располагалась и федерация футбола, кавалер Олимпийского ордена, орденов ФИФА и УЕФА Парамонов!), вел Геннадий Орлов. И не надо кому-то язвить: а при чем, мол, тут "Зенит"? Главное, что сам Геннадий Сергеевич - еще как при чем. Потому что именно Парамонов, будучи старшим тренером юношеской сборной СССР, каким-то образом высмотрел в 1962 году 17-летнего Орлова в команде "Авангард" из украинских Сум - и пригласил в команду.
"Тренер обращался ко мне на "вы"! - до сих пор с изумлением вспоминает Орлов. - После Сум это для меня, пацана, было чем-то неслыханным. Благодаря тому вызову Алексея Александровича я увидел совсем другой мир и понял, что в футболе есть к чему стремиться". Потом в футбольной карьере Орлова будут харьковские "Авангард" и "Металлист", ленинградские "Зенит" и "Динамо". И кому ведомо, узнали бы мы в конце концов знаменитого комментатора, если бы не тот вызов в Москву от Парамонова?
Зачитал Орлов и очень теплое, неформальное письмо-поздравление от президента ФИФА Йозефа Блаттера, знакомого с Парамоновым уже много десятилетий. А вице-премьер Аркадий Дворкович озвучил послание президента России Владимира Путина.
Президент РФС Николай Толстых и один из его предшественников Вячеслав Колосков сидели близ юбиляра за главным столом и без праздничных речей, конечно, не обошлись: столько лет рядом с Парамоновым, по сей день возглавляющим в РФС комитет ветеранов, прожито! Выяснилось, что Алексей Александрович был генсеком федерации в триумфальном 88-м - и был одним из главных людей, которые мастерски "разруливали" две сборные, первую Валерия Лобановского и олимпийскую Анатолия Бышовца. В результате одна взяла серебро на Euro, а вторая победила на Играх в Сеуле. То есть не только к мельбурнской, но и ко второй советской золотой медали футбольных Олимпиад Парамонов имеет отношение!
Выступали и руководители администрации его родного Боровска, и трехкратная олимпийская чемпионка по фехтованию Галина Горохова от Союза спортсменов, и ее собрат по виду спорта и золотой медали Игр Павел Колобков от Министерства спорта.
Ну и, конечно, не мог остаться в стороне от праздника родной клуб Парамонова - "Спартак". Гендиректор клуба Роман Асхабадзе вручил юбиляру парадный костюм "Спартака" и ретроспидолу, которыми Алексея Александровича, в отличие от одноклубников, почему-то обделили после его первого сезона в составе красно-белых - клуб решил, так сказать, восстановить историческую справедливость. Но главный подарок Асхабадзе обещал вручить 8 марта при многих тысячах болельщиков "Спартака" на домашнем матче с "Краснодаром".
* * *
Многие моменты парамоновской карьеры вошли в 20-минутную видеоподборку, каким-то фантастическим образом собранную директором музея "Спартака", нашим бывшим коллегой по "СЭ" Алексеем Матвеевым. Он рассказал мне, как проводил для Парамонова экскурсию по "Открытие Арене". Когда ветеран увидел оригинал Кубка СССР, который после победы в его последнем розыгрыше-91/92 был отдан красно-белым на вечное хранение, то прижался к нему, поцеловал и дрогнувшим голосом сказал: "Ах ты мой родненький..."
Глядя на черно-белые кадры, невозможно было не понять этих чувств. В 1950 году Парамонов выходил на свой первый финал Кубка на чудовищное, превратившееся в одну сплошную лужу, поле стадиона "Динамо". Как на нем можно было забить три сухих гола бело-голубым во главе с капитаном Бесковым, совершенно непонятно. Но смогли же спартаковцы! И дожать восемь лет спустя "Торпедо" за счет гола Симоняна в дополнительное время финала - тоже смогли. И так же, как игрок Парамонов целовал хрустальную вазу с фигуркой футболиста в 50-м и 58-м, ветеран Парамонов поцеловал ее, знакомясь с мечтой многих поколений игроков и болельщиков "Спартака" - его собственным стадионом.
* * *
Ветераны… Все, что нужно этим на самом деле очень скромным людям, - наше внимание. Ни одним самым дорогущим подарком его не заменишь. Любое проявление интереса, любые молодые глаза с искоркой любопытства воодушевляют их - и делают счастливыми.
Такими же счастливыми, какими когда-то они сами делали нашу огромную страну. Наших отцов и дедов, которые за неимением многих других развлечений любили футбол, признаем честно, побольше нашего.