ФУТБОЛ
ЕСТЬ ТЕМА
Красно-белые не выигрывали чемпионат уже 13 лет и почти потеряли шансы сделать это и в нынешнем году. Но когда речь идет о великих клубах, то черные полосы рано или поздно заканчиваются. У душещипательных историй о том, как кого-то убивали, в футболе, к счастью, нередко бывает доброе и светлое продолжение в стиле ренессанса. Сегодня "СЭ" решил вспомнить, как топ-клубы возрождались из небытия, - в надежде, что этот опыт кому-нибудь в России пригодится.
КАК ВОЗРОЖДАЛИ "СПАРТАК"
Евгений ЗЫРЯНКИН
Наивно полагать, будто бы великие, звездные клубы накрепко приколочены к футбольному небосводу и вечно сияют нам с космических высот переливами золота и благородным отблеском кубков. Ничего подобного. Почти все они хотя бы раз в жизни проваливались в бездну со всеми своими титулами, на долгие годы бесславия исчезали из поля зрения звездочетов, становясь объектом злых насмешек, идеальной мишенью для беспощадной критики и регулярной причиной болельщицких истерик.
Порой казалось, что это навсегда. Но величественная сущность всякий раз помогала этим клубам пройти испытание тленом и, фениксом возродившись из пепла, стать еще сильнее и краше прежнего.
* * *
Начнем со "Спартака". К грандиозному фиаско, постигшему красно-белых осенью 1976-го, любимый клуб миллионов привели ошибки десятилетней давности. Дело в том, что в трансферных возможностях (если этот термин позволительно применять к советским временам) "Спартак" всегда уступал "Динамо" и ЦСКА, которые могли "забрить" любого игрока. Но эти реалии заставляли внимательно и вдумчиво выбирать из тех, кто не попал в поле зрения ведомственных монстров.
Спартаковцы же в середине 60-х, складывалось впечатление, гребли к себе из провинции всех без разбора. Лишь бы талант имелся - а что за человек, каков его характер и потенциал, дело десятое. Вот и получалось, что, сверкнув "на свежачка", произведя впечатление в первых матчах, новички, испорченные Москвой и быстрой славой, уже через год-другой превращались в заурядных игроков и отправлялись восвояси или клубы попроще. А "Спартак" барахтался в середине таблицы.
Прорыв к золоту в 1969-м стал, очевидно, возможен еще и потому, что пополнение в тот год команда получила в основном из Москвы и Подмосковья да из собственного дубля: ее попросту некому было тянуть назад, в глубинку. К тому же старожилы "Спартака", все как один, находились в расцвете сил, а Никита Симонян, совсем еще молодой, уже набил тренерских шишек и все в футболе знал вдоль и поперек. С того момента клуб в селекционной работе четко ориентировался на заданное направление.
* * *
Но к середине 70-х прежний ресурс был вычерпан до дна, "дядьки" уже не тянули, а с дублерами и зеленой порослью из близлежащей округи нужно было кропотливо работать. Этим после ухода Симоняна старательно занимался великий Николай Гуляев, однако зимой 1976-го, достигнув пенсионного возраста, он был освобожден из команды.
Тренером назначили знаменитого в прошлом спартаковца, чемпиона СССР и Европы Анатолия Крутикова. Исходили из того, что он несколько лет работал в школе "Спартака" и умеет воспитывать пацанов, а в 1974-1975-м внешне неплохо потрудился в Нальчике. Увы, тренерских навыков Крутикову не хватило, собрать единое целое из пацанов и "стариков", как когда-то Симонян, он не смог. А игроков со стороны, которые могли бы помочь, красно-белые брали очень осторожно, неохотно. И "Спартак" отправился в первую лигу.
Что сделал Константин Бесков? Да просто-напросто вернулся к практике 60-х: искать таланты везде и брать отовсюду. Но в корне изменился подход. Выдающийся тренер, Бесков каждого приглашенного примерял к своей команде, присматривался, изучал: подойдет ли, постигнет ли смысл спартаковской игры, готов ли отдать себя "Спартаку"? Благодаря этому в команде перестали появляться случайные люди, любящие себя в футболе больше, чем сам футбол. Зато почти каждый новичок - и молодой, и уже заслуженный, бывалый - становился в нем своим и играл важную роль.
Так и возродился "Спартак". Став почти на всю следующую четверть века сильнейшим российским клубом.
КАК ВОЗРОЖДАЛИ "МИЛАН"
Один неудачный сезон - всего лишь спад, выбоина на чемпионской дороге. Два-три - кризис, обусловленный, как правило, запоздалой или затянувшейся сменой поколений, ошибочным выбором тренерской кандидатуры, временным хозяйственным и управленческим разладом. Таких кризисов у "Милана" было несколько, и как раз сейчас можно наблюдать за очередным. Аналогичный случился в середине 60-х, когда "россонери" после многолетнего доминирования, сопровождавшегося пятью "скудетто" и Кубком чемпионов, на два года рухнули в середину таблицы. Другой похожий настиг команду на исходе XX века. Из всех этих ситуаций "Милан" быстро и ловко выпутывался.
Настоящий провал произошел в начале 80-х, но его истоки нужно искать еще в 70-х, когда в команде стали меняться как перчатки президенты и главные тренеры. За десять лет их прошло через клуб, соответственно, семь и двенадцать! Причем тренерский поток был однообразен: в него попадали либо растущие специалисты, проявившие себя доселе лишь на низших уровнях, либо бывшие футболисты клуба, но без успехов, а то и вовсе без опыта работы на тренерском поприще.
Текучка кадров, непомерное самомнение всех новых тренеров и слабая селекционная работа привели к тому, что "Милан" утратил преемственность игровых традиций и, как следствие, стабильность. На старом багаже да благодаря неувядаемому мастерству ветеранов - Риверы, Капелло, Анкилетти, Бигона, вратаря Альбертози - команда еще какое-то время держалась на плаву, хоть и болтало ее вверх-вниз по таблице, выигрывала Кубок Италии, а в 79-м даже добралась до "скудетто".
Но то была лебединая песня стариков, дембельский аккорд. Без них состав "Милана" выглядел очень посредственным. Что и подтвердилось вскоре, когда клуб оказался замешан в скандале с подпольным тотализатором и изгнан в серию В: сохранив практически всю молодежь, "россонери" за год вернулись в элиту, но удержаться там не смогли и вылетели теперь уже по спортивному принципу. А после нового подъема на многие годы стали всего лишь амбициозными середняками.
* * *
Возрождение началось в 1986-м, когда клуб, погрязший в финансовых проблемах, купил телемагнат Сильвио Берлускони. Первым делом он усилил состав талантливыми молодыми итальянцами, купил Донадони, Гальдеризи, Костакурту, Массаро, Боргоново, Анчелотти, вратаря Галли. Отечественных футболистов такого уровня и в таких количествах в "Милане" не появлялось уже лет двадцать, со времен Розато, Прати, Кудичини, Анкилетти.
Следующий шаг был сенсационным: вместо шведа Лидхольма, который и завоевал с клубом его последний на тот момент "скудетто" в 1979-м, а потом выиграл его с "Ромой", Берлускони назначил на тренерский пост фактически учителя физкультуры - Арриго Сакки, чья игровая карьера прошла в первенствах водокачки, а 10-летний тренерский стаж включал в себя лишь чужие дубли, молодежки да пару провинциальных команд. Олигарх поверил в потенциал неведомого специалиста, а точнее - в рассказы о нем уважаемых людей, словам которых можно доверять. И не прогадал.
Последней несущей стеной в постройке суперклуба стала покупка трех летучих голландцев: Гуллита, ван Бастена (интересно, что Руд стоил в ту пору почти в восемь раз дороже Марко) и, чуть позже, Райкарда. Дальше была лишь отделка и косметические улучшения.
В течение следующих девяти лет "Милан", недавний середняк, завоевал пять "скудетто" и три Кубка чемпионов.
КАК ВОЗРОЖДАЛИ "МЮ"
До Второй мировой войны "Манчестер" не котировался, но в первое послевоенное десятилетие буквально на глазах вырос в могучую команду, демонстрируя при этом очаровательный футбол. С 1947-го по 1957 год она выиграла три чемпионата Англии и всего лишь дважды финишировала ниже четвертого места, которое по английским меркам, особенно старинным, вполне можно считать призовым.
Однако весной 1958-го с ней стряслась беда: самолет, увозивший "МЮ" из Белграда с четвертьфинального матча Кубка чемпионов, разбился на взлетной полосе, оборвав жизни восьми ведущих игроков. И хотя в следующем сезоне команда за счет богатейших внутренних резервов и почти без усиления извне героически добралась до второго места, на большее ее не хватило. Мэтту Басби нужно было строить все заново.
Чем он и занялся, не обращая внимания на грустные показатели в таблице, где "МЮ" опускался все ниже и ниже - стал 7-м, 15-м, 19-м… Год за годом, аккуратно, "точечно", Басби пополнял команду молодежью и подходящими под командный стиль недорогими, но одаренными игроками со стороны. Так появились и закрепились в составе воспитанники собственной школы Стайлз и Садлер, ирландцы Данн и Кентуэл, шотландцы Херд, Лоу, Крирэнд, юный гений из Ольстера Бест. А их вожаками стали верные "Манчестеру" бойцы, спасшиеся в 58-м, - Чарльтон, Бреннан, Фоулкс, голкипер Грегг.
Никто не давил на Басби, не требовал от него результата здесь и сейчас. Все запаслись терпением. И были сполна за это вознаграждены. Весной 1963-го "МЮ" завоевал свой первый трофей за пять лет - Кубок Англии. Через год стал вторым в чемпионате, а еще сезоном позже триумфально взошел на вершину, а Деннис Лоу стал лучшим футболистом Европы. Впереди были еще один чемпионский титул и, как венец творения Басби, Кубок чемпионов в 68-м.
* * *
Но на этом история не заканчивается. Когда та команда исчерпала себя, а сэр Басби постарел и уже не поспевал за стремительным бегом и строгими требованиями времени, "МЮ" неуклонно пополз вниз. В середине 70-х он обнаружился во втором дивизионе (нынешняя премьер-лига тогда была первым), затем долгие годы пребывал в середняках, лишь изредка включаясь в чемпионскую гонку. С приходом на тренерский пост в 1981-м Рона Аткинсона команда вновь стала грозной и боеспособной, однако, регулярно завоевывая кубки, никак не могла добраться до золота, да и больших перспектив у нее не замечалось.
Тогда-то и появился Алекс Фергюсон. Уже обласканный славой как ниспровергатель шотландских авторитетов и обладатель еврокубков с "Абердином", который создал своими руками, - потому и доверили ему то же самое в "МЮ". И все повторилось: неспешная работа на будущее, планомерное строительство сильного клуба, доверие своим воспитанникам, а на трансферном рынке - явное предпочтение молодым талантам. Лишь через четыре года Фергюсон добыл с "Манчестером" первый Кубок - при том что в Лиге закончил тот сезон 13-м. Зато потом!
КАК ВОЗРОЖДАЛИ "БАВАРИЮ"
Несокрушимая и легендарная "красная машина" выступала в 70-е не только на хоккейном льду. В ту же самую пору сильнейшей футбольной командой Европы была "Бавария", тоже наряженная во все красное. Создал ту великолепную команду югослав Златко Чайковский, а поднял на максимальную высоту экс-ассистент Гельмута Шена в сборной ФРГ Удо Латтек.
Чайковский создал не команду, а целую симфонию: при нем и благодаря ему из безусых юнцов в лучших мужчин мирового футбола выросли Беккенбауэр, Шварценбек, Герд Мюллер, вратарь Майер. Латтек добавил к ним Брайтнера, Хенесса, Румменигге, и привел в 1974-м к победе в Кубке чемпионов. С которым она не расставалась потом еще два года.
Однако в сезоне-74/75 команда, овладевшая перед тем не только главным еврокубком, но и, почти в полном составе, золотом чемпионата мира, играла неудачно, и на этой почве Латтек рассорился с президентом клуба Вильгельмом Нойдеккером. Тот самонадеянно заявил, что с такими игроками, как в "Баварии", тренером может быть кто угодно. "Ну-ну", - усмехнулся Латтек и ушел завоевывать титулы с менхенгладбахской "Боруссией", которую моментально возвел в разряд сильнейших европейских команд.
"Бавария" же действительно назначила на тренерский пост первого встречного - Деттмара Крамера, который играл в футбол лишь во дворе. Прежде он работал руководителем разных маленьких клубов, чиновником в Немецком футбольном союзе, журналистом на телевидении, затем просочился в штаб Шена, где был и Латтек - вот, собственно, и вся биография.
* * *
Нойдеккер в чем-то оказался прав: таким звездам, что играли за "Баварию", тренер порой не нужен вовсе. По крайней мере в Европе, где они, пусть и проиграли киевскому "Динамо" Суперкубок, тем не менее, как уже сказано, еще два года оставались хранителями Кубка чемпионов. Но всякий матч этого турнира есть разовое усилие, тогда как в бундеслиге нужен каждодневный рутинный труд, знания и тренерское мастерство, которым теоретик Крамер не располагал. В команде начался разброд, она заскользила вниз и из великой и ужасной очень быстро превратилась в просто ужасную.
Успехи на континенте закончились - в 1977-м "Баварию" выбили из Кубка чемпионов киевляне с их замечательным тренером. А в чемпионате она осела на 7-е место. Но апофеоз случился годом позже, когда мюнхенцы рухнули на 12-е место, пропустив в 34 турах 64 гола, и впервые за 15 лет пролетела мимо еврокубков.
Восстанавливать команду были призваны венгры, тогда еще высоко ценившиеся в футболе. Дьюла Лорант вернул в Мюнхен Брайтнера, приобрел молодого, но не по годам мудрого Аугенталера и сделал основную ставку в атаке на Румменигге, доселе пребывавшего в тени Мюллера. Сменивший Лоранта через год Пал Чернай отправил на пенсию постаревшего Майера, подтянул по брайтнеровой наводке из Брауншвейга умницу Дреммлера, а ушедшего Ули Хенесса заменил однофамильцем Дитером.
Эффект получился поразительным: в чемпионате, добрая треть которого стабильно добиралась до еврокубковых полуфиналов, только что реконструированная, еще очень сырая "Бавария" вновь стала первой. И больше провалов у нее не было - только спады.
КОГО ЕЩЕ ВОЗРОЖДАЛИ
Самый свежий пример - "Атлетико". Один из лидеров не только испанского, но и континентального футбола 60-х - начала 70-х, многократный чемпион страны и обладатель еврокубков, и в последующие десятилетия был на виду, добивался успехов, играл в финалах, получал медали. А с приходом к власти эксцентричного президента Хесуса Хиля вновь расправил плечи и даже сделал "золотой дубль" в 1996-м.
Но потом кто-то подсунул Хилю тренера Раньери, и "Атлетико" стремительным домкратом отправился во второй дивизион. И хотя вскоре вернулся назад, уже под руководством Луиса Арагонеса, с того момента на долгие годы превратился в обыкновенную серую мышь, каких в примере полным-полно. Понадобилось немало времени, пока новый президент Энрике Сересо начал "угадывать" с тренерами и научился умным поступкам на трансферном рынке. Лишь на седьмой год его президентства "матрасники" добились первого успеха - и то не в Испании, а в Лиге Европы. А настоящее возрождение былой славы началось, когда у руля появился Диего Симеоне.
* * *
В 90-е годы попал в затяжную полосу неудач "Ливерпуль", в недавнем прошлом общепризнанный флагман футбольной Европы. Величие "дьяволов" было основано, в первую очередь, на прекрасной селекционной работе, которую провел зоркий Боб Пейсли: костяк команды составляли одаренные игроки со всей Великобритании. Однако своих воспитанников в ней было наперечет, а другого столь же зоркого специалиста в округе не водилось, и когда Пейсли ушел, "Ливерпуль" предсказуемо начал хиреть, будучи не в состоянии выдерживать прежний уровень кадровой работы.
Лишь после того, как удалось вывести на полную мощность систему подготовки и на ведущие роли в клубе стали выходить пацаны из Ливерпуля - Макманаман, Фаулер, Оуэн, Джеррард, "Ливер" начал возвращать себе утраченные позиции и пополнять копилку трофеев. Жаль только, что в рыночных условиях, охвативших английский футбол с началом XXI века, он выглядит чересчур романтично и пока не может тягаться на равных с титанами футбольной буржуазии из Лондона и Манчестера.
* * *
В славной череде возрожденных есть и ЦСКА, причем дважды. В наши дни клуб воскрес стараниями Евгения Гинера, Валерия Газзаева, а теперь и Леонида Слуцкого. Но об этой истории все прекрасно помнят и без газет, тогда как предыдущая постепенно уходит вдаль по туннелю памяти. Как и в истории со "Спартаком", двигателем прогресса в том случае выступил главный тренер. Точнее даже, двое. Но если спартаковцев оживлял динамовец, то армейцев - посланцы Ленинграда.
После разгона великой "команды лейтенантов" армейцы без малого сорок лет пребывали на вторых-третьих ролях в советском футболе, и даже выигрыш чемпионата СССР-1970 не изменил этой участи. Юрий Морозов был первым наставником ЦСКА после Валентина Николаева - то есть за 15 лет, - кто из всех добродетелей селекционера предпочитал вдумчивость. Сам в прошлом классный игрок, кандидат в сборную Союза, Морозов отличался прекрасным вкусом на футболистов, и при нем в ЦСКА наконец-то перестали свозить со всей страны таланты, как на свалку: Юрий Андреевич тщательно выбирал, кто реально может пригодиться команде, а кто, при всех талантах, ее только испортит.
Так сложилась интереснейшая команда. Не хватало лишь результата: слишком юна была она для высшей лиги. Оттого и вылетела. Но Морозов все-таки довел начатое до конца, убедив назначить вместо себя Павла Садырина, который несколькими годами ранее точно так же здорово воплотил все его задумки в "Зените". С Садыриным ЦСКА натурально понесся вскачь, завоевывая любовь публики, как десятилетием ранее "Спартак", будучи еще в первой лиге. В высшую армейцы вернулись фаворитами.
* * *
Поминая добрым словом Павла Федоровича с Юрием Андреевичем и заикнувшись про "Зенит", который их стараниями достиг чемпионской вершины, невозможно умолчать о том, как они, уже порознь, но одинаково трепетно, вкладывая душу, воскрешали петербургский клуб.
В конце 80-х "Зенит" рухнул в пропасть - вылетел из "вышки" и оказался никому не нужен. Морозов в эту пору помогал Лобановскому в сборной СССР, Садырин гремел с ЦСКА, а затем принял штурвал российской сборной - прийти на выручку родному горемыке они не могли физически. В 1991-м "Зенит" едва удержался в первой союзной лиге, заняв третье место с хвоста. А в возникшем на следующий год чемпионате России команда, включенная туда для количества, финишировала предпоследней и вылетела практически в массовый футбол. Вскоре о ней забыли.
Возрождение началось в 1995-м, когда Садырин, отставленный из сборной, вернулся в Петербург и начал строить новую команду. "Зенит" сразу окреп, вырос, включился в спор за лидерство и в тот же год, благодаря увеличенной квоте, заскочил обратно в высшую лигу. Так был создан плацдарм для первого российского взлета команды - выигрыша Кубка России-99, случившегося уже после ухода Садырина.
А вскоре за этим успехом в "Зенит" вернулась другая легенда клуба - Морозов. Как и Садырин, он опирался на собственных воспитанников, верил в них и доверял ключевые роли. И пусть при нем не удалось обогатиться трофеями, именно тогда закладывался фундамент больших, невиданных для футбольного Питера, побед 2007-2012 годов.