ХОККЕЙ
Вчера рано утром, возвращаясь из Челябинска в Уфу с похорон Валерия Белоусова, в автокатастрофе погиб выдающийся русский тренер Сергей Михалев. Ему было 67 лет.
ПРОЩАЙ, ТРЕНЕР ЗОЛОТОЙ МЕЧТЫ
- Никто вас не любит, кроме народа, - сказал давным-давно художественный руководитель театра Сатиры великой актрисе Татьяне Пельтцер.
Михалева любили все. Кроме начальства. Побаивалось оно его прямоты и популярности.
Знакомство автора этих строк с Сергеем Михайловичем получилось заочным. Мой друг и коллега потерял в Тольятти, куда он отправился на чествование чемпионской "Лады", документы и деньги. И вошел в кабинет Михалева, который тогда был правой рукой главного тренера сильнейшей команды России Геннадия Цыгурова, опустив голову и краснея от стыда.
- Что случилось? - осведомился Михалыч.
- Деньги украли и паспорт…
Не говоря ни слова, Михалев открыл сейф, достал пачку купюр и, не пересчитывая, протянул гостю.
- Отдавать не надо, - сказал на прощание.
* * *
В предыдущее десятилетие судьба не раз сводила меня с Михалевым. Ближе познакомились в августе 2006-го - на предсезонном турнире в Уфе. Я поражался широте души Михалыча, его мудрости и проницательности. Простаком, как считали некоторые, он уж точно не был. Видел человека насквозь, отличал фальшь и лесть от искренних чувств.
Перед полуфиналом с "Ак Барсом" чемпионского для Михалева и "Салавата" сезона-2007/08 я набрал номер его телефона. Ответив на дежурные репортерские вопросы, он неожиданно спросил:
- Хочешь приехать на игры с Казанью? Тогда жду.
Накануне первого матча серии я заглянул к Михалычу в кабинет, чтобы поблагодарить за приглашение. От увиденного едва не проглотил язык. Весь стол тренера был завален стопками билетов.
- Видишь, чем приходится заниматься! - вздохнул Михалев. - Позвонили даже те, с кем не общался лет двадцать…
После первого матча, вчистую выигранного "Салаватом", я ехал в зону раздевалок в одном лифте с главным тренером "Ак Барса".
- А сколько лет жене Михалева? - огорошил вопросом Зинэтула Билялетдинов.
- Она моложе на 30 лет.
- Ну, Михалыч, молодец! - выдохнул Билялетдинов.
Ту серию Михалев выиграл, победив в обоих матчах в Казани. Как раз в это время супруга родила ему сына.
- Обязательно подарю Степке золотую соску, - пообещал Михалев перед финалом с Ярославлем. И слово сдержал. В июне перед чествованием чемпионов он показал мне подарок - ту самую золотую соску.
* * *
Параллельно шла работа над его книгой-автобиографией. Название придумали сразу - "Тренер золотой мечты". Но выход книги в свет задерживался. Летом в Уфу на предсезонный турнир прибыл ее издатель.
- Где вы остановились? Поехали в отель, там я переговорю с издателем, а потом посидим, потолкуем за жизнь, - предложил Михалев нам с коллегой.
Втроем мы кое-как втиснулись на заднее сиденье его "Дэу Нексиа" - машины, "достойной" тренера-чемпиона. К слову, и зарплату он в сезон триумфа, по меркам суперлиги, получал более чем скромную.
На следующий день на турнире был выходной, и провести я его планировал вне хоккейной системы координат. Поэтому сразу лег спать, проигнорировав "разговор за жизнь". Утром, спускаясь на завтрак, увидел в лобби отеля Михалева, продолжавшего общаться с издателем…
Осенью книга вышла в свет.
"Влад, пиши правду, одну только правду", - сделал для меня дарственную надпись Михалев.
Стараюсь следовать его совету.
* * *
Жизнь больно била Михалыча. Следующий сезон после чемпионства он начал нарядно. Захватил лидерство в регулярном чемпионате и не упускал его до финиша. Вышел в полуфинал Лиги чемпионов, где в первом матче в Магнитогорске победил "Магнитку" Валерия Белоусова. Но после Нового года все пошло наперекосяк. Поражение в Уфе в ответном матче Лиги чемпионов, осечка в первом же раунде плей-офф в серии с "Авангардом"…
Вообще-то "Салават" мог избежать свидания с Омском и Ягром, если бы в заключительной встрече регулярки уступил в Череповце. Однако Михалев, как всегда, проявил себя максималистом. Одержал победу - и впустил "Авангард" в плей-офф. Тем самым выкопав своей команде яму.
На следующее утро после возвращения из Омска в Уфу Михалева уволили. Отменили запланированное большое интервью тренера на башкирском телевидении. А вскоре скоропостижно ушел из жизни его помощник Александр Асташев.
* * *
Через два года игроки "Салавата" под рев переполненных трибун уфимской ледовой арены поднимали над головой Кубок Гагарина и скандировали: "Ми-ха-лев!" Хотя команду к ее второму чемпионству привел другой наставник.
Федора Черенкова называли народным футболистом, Михалыч в Уфе стал народным тренером. Таким мы его и запомним. Доброжелательным, безотказным, умеющим ввернуть шутку, никогда не унывающим.
Прощай, тренер золотой мечты…
Владислав ДОМРАЧЕВ