ТЕННИС
43-летний хорват, самый уникальный чемпион за всю историю Уимблдона, в разговоре с корреспондентом "СЭ" во время 6-го турнира "Легенды тенниса" сделал комплимент Москве, оценил перспективы молодых российских игроков, с которыми знаком не понаслышке и вспомнил главную победу в своей жизни .
Горан ИВАНИШЕВИЧ: "РУБЛЕВ УЖЕ В ЭТОМ ГОДУ МОЖЕТ ВОЙТИ В ПЕРВУЮ СОТНЮ"
Горан ИВАНИШЕВИЧ
Родился 13 сентября 1971 года в Сплите. Левша.
На профессиональном уровне выступал с 1988 по 2004 год.
В одиночном разряде выиграл 22 титула. Последний из них - в 2001 году на Уимблдоне. 27 раз доходил до финалов, в том числе трижды (1992, 1994, 1998) - на Уимблдоне. Высшее место в рейтинге - 2 (04.07.1994). Матчи - 599-333.
В парном разряде выиграл девять титулов и десять раз доходил до финалов, в том числе дважды - на Roland Garros (1990, 1999). Высшее место в рейтинге - 20-е (06.01.1992). Матчи - 263-226.
За карьеру заработал 19 878 007 долларов призовых.
Единственный чемпион за всю историю Уимблдона, получивший wild card в основную сетку (к моменту начала турнира находился в рейтинге лишь на 125-м месте).
"Строптивый хорват" - так его звали за характер, которого он на протяжении многих лет никогда не стеснялся. Правда, эксклюзивные советы мастера по поводу того, как правильно ломать ракетки и чего при этом ни в коем случае нельзя делать, в интернете уже не найдешь.
Мистер эйс - это прозвище он получил уже за умение вводить мяч в игру, как никто другой. 1477 подач навылет за всего лишь один сезон-1996 - его рекорд, который в ATP World Tour до сих пор не побит.
"Наша живая легенда". Так его представляют сейчас на Уимблдоне. Ведь это именно он в 2001 году, казалось, уже навсегда превратившись в вечного неудачника самого престижного теннисного турнира, все-таки смог воплотить в жизнь главную свою спортивную мечту.
Смешной пучок на макушке, с которым он в забитом до отказа "Олимпийском" выиграл финал "Кубка Кремля"-1996 у Евгения Кафельникова, сменила обычная гладкая прическа с сединой на висках, да и от былой строптивости не осталось и следа. Тот Иванишевич, чья игра радовала глаз московских теннисных гурманов, оказался интересным собеседником, не стесняющимся легкой ностальгии.
- Горан, за шесть лет "Легенд тенниса" только два игрока - вы и Евгений Кафельников - не пропустили ни одного турнира…
- Ну а как может быть иначе? Ведь Евгений - мой старый друг, а приглашениями друзей я разбрасываться не привык. В Москву, которая хорошеет все больше, всегда приезжаю с удовольствием. С тех пор как я в 1995 году впервые сыграл здесь на "Кубке Кремля", ваша столица здорово изменилась. А если еще и с погодой повезет, как получилось в этот раз... Кстати, я уже давно заметил, что Москва поздней осенью и летом - это два разных города.
- Турниры, подобные "Легендам тенниса", это для вас еще и способ поддерживать спортивную форму?
- Разумеется. Ведь время от времени я выступаю в Champions Tour (серия турниров для самых известных игроков в возрасте свыше 35 лет, в рейтинге которой Иванишевич занимает третье место. - прим. "СЭ"). Правда, с официальными матчами подобные соревнования не сравнить, и поражения тут - не повод для сильного расстройства. Но в то же время все мы остаемся спортсменами, пусть уже и не очень молодыми. А у спортсмена в конечном счете есть только одна цель - победа.
- Эйсы в матчах Champions Tour у вас часто проходят?
- Конечно, уже не так, как раньше. Но бывает.
- А как думаете, в плане подачи вы можете дать фору многим игрокам из нынешней первой сотни ATP World Tour?
- Сейчас (улыбается)? Вы немного преувеличиваете мои нынешние возможности. В современном профессиональном туре есть немало ребят, которые умеют подавать - Милош Раонич, Марин Чилич, Джон Изнер, Иво Карлович… Впрочем, моя подача все еще при мне. Я по-прежнему могу ударить по мячу так, чтобы он полетел со скоростью за 200 километров в час. И при этом, кстати, получаю удовольствие.
- Чилич, кстати, в прошлом году под вашим руководством выиграл US Open. Сколь велика в этом ваша заслуга?
- Об этом лучше у Марина спросить. Но могу сказать, что для хорватского тенниса его успех стал историческим событием.
- Повторить его реально?
- В спорте нет ничего нереального. Хотя, конечно, будет трудно. Марин лишь недавно залечил травму локтя, начал играть достаточно регулярно и дошел до четвертого круга Roland Garros, что в его ситуации можно считать не самым плохим результатом. Впрочем, до US Open еще есть время, и многое может измениться.
- Перед тем как отправиться в Париж, Чилич на турнире в Женеве встречался с Андреем Рублевым, на которого возлагают определенные надежды в России. И едва не проиграл. Что вы думаете о перспективах Рублева?
- Прекрасно помню тот поединок. Во второй партии Рублев даже имел матчбол. Мне очень нравится, как играет Андрей, и его появление - именно то, что необходимо российскому мужскому теннису. В будущем я, несомненно, вижу его в первой десятке. А в первую сотню Рублев может попасть уже к концу этого года.
- Ого! На чем основан ваш оптимизм?
- Андрей хорошо играет, и у него еще есть в запасе почти шесть месяцев. За это время вполне можно подняться в рейтинге на 100 с лишним позиций.
- Рублеву 17 лет, и некоторые его соперники, в том числе испанец Фернандо Вердаско, отмечают, что в его возрасте стоит вести себя на корте менее эмоционально.
- Я так не считаю. Хорошая спортивная наглость - качество, которое необходимо игроку всегда. При этом, разумеется, не стоит переходить определенные границы, но ничего криминального в действиях Рублева я пока не замечал.
- Другой наш молодой игрок, Карен Хачанов, даже тренировался с вами. Возможно, у вас есть представление, что ему необходимо делать, чтобы оправдать надежды российских болельщиков?
- Хачанов немного старше Рублева, и он раньше работал с моим бывшим тренером Ведраном Мартичем. Карен тоже должен вырасти в хорошего игрока, хотя, по всей видимости, времени для этого ему понадобится больше, чем Рублеву. Надо только много и правильно трудиться. Как именно? Давать подобные советы с моей стороны было бы не совсем корректно, ведь у Хачанова есть свой тренер.
- То есть, по вашему мнению, за будущее нашего мужского тенниса можно быть спокойным?
- Конечно. У вас ведь еще и Роман Сафиуллин есть. Кто-то из этой троицы добьется заметного прогресса раньше, кто-то - позже. Но это обязательно произойдет. Побольше терпения - и российский мужской теннис обязательно снова наберет форму.
- С удовольствием наблюдая за вашей игрой лет десять тому назад, лично я не мог себе представить, что игрок с подобным темпераментом сможет кого-то тренировать. Почему звезды прошлых лет - вы, Стефан Эдберг, Борис Беккер, Майкл Чанг и другие - возвращаются в профессиональный тур в новом качестве?
- Подобное происходит во всех видах спорта, и теннис - не исключение. За всех сказать не могу, но лично я в определенный момент почувствовал, что могу передать свой опыт. И нашлись знакомые более молодые люди, которым он, слава богу, понадобился.
- С момента вашей исторической победы в финале Уимблдона над австралийцем Патриком Рафтером прошло 14 лет. Она до сих пор кажется вам чудом?
- Наверное, да. Все-таки позади было три проигранных финала, и в меня уже особенно никто не верил. Я даже не знаю, чудо это было или не чудо. Но до сих пор так и не понимаю, как мне в 2001 году удалось выиграть Уимблдон (с легкой грустью). Удивительное было время!
- В этом году ждать подобного сюрприза явно не приходится. А может ли считаться главным фаворитом предстоящего Уимблдона Новак Джокович, недавно потерпевший болезненное поражение от Стэна Вавринки в финале Roland Garros?
- Джокович - по прежнему первый в мире, но он не единственный претендент на победу. Федерер, Маррэй, Раонич, Нишикори, Вавринка, да и Чилич, кстати, тоже. На Уимблдоне, как всегда, будет очень много интересных матчей, в том числе и с неожиданными результатами. Так что без сюрпризов не обойдется. Это я вам точно говорю.
Евгений ФЕДЯКОВ