Газета Спорт-Экспресс № 140 (6791) от 1 июля 2015 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 июля 2015 | Футбол

ФУТБОЛ

Исполком УЕФА, собравшийся в Праге, смягчил правила финансового fair play . Для России это хорошо.

УЕФА СТАНЕТ ДОБРЕЕ

Александр ПРОСВЕТОВ

С амый существенный для России итог пражского заседания - это одобренная установка снисходительнее относится к клубам из стран, в которых доходы от телевидения и реализации билетов значительно уступают тем, что извлекаются в ведущих лигах.

В каких цифрах и процентах сей льготный режим выразится на практике, неясно, но вызывает удовлетворение сам факт, что есть готовность учитывать исторические и экономические особенности. Потому что, с одной стороны, финансовый fair play принуждает разумнее тратить и рачительнее управлять - и это правильно. С другой, как быть со спортивными амбициями, если телевизионные деньги смешны по сравнению с топ-чемпионатами? И это не считая нездоровой, но устоявшейся модели финансирования при узком рекламно-спонсорском рынке.

А ведь не далее, чем в феврале, посетивший Москву глава департамента УЕФА по лицензированию Андреа Траверсо отрицательно ответил на вопрос журналистов, получит ли Россия послабления.

- Мы не можем делать исключение для одной страны, - сказал он. - Регламент не предусматривает положений, которые относились бы к такому понятию, как экономический кризис. При этом мы понимаем, что форс-мажоры случаются, и этот фактор должен учитываться. Национальная валюта обесценилась вдвое. Клубы никак на это не могут повлиять. Специальная комиссия рассмотрит каждый случай в отдельности. И, возможно, будет найден компромисс.

Три российских клуба в итоге оштрафовали и урезали в правах, еще один вообще выставили за дверь. Так что обольщаться не будем. Но, если некие поблажки в результате пражского исполкома УЕФА последуют, то затронут они в первую очередь именно Россию. Ведь уже почти половина нашей лиги числится в нарушителях. В прошлом году штрафам, вычитаемым из призовых, ограничению зарплатной ведомости и сокращению заявки для еврокубков подверглись "Зенит", "Рубин" и "Анжи", в этом санкции были наложены на "Локомотив", "Краснодар", "Ростов", а также "Динамо", которое даже не допустили к участию в Лиге Европы.

К сожалению, на уже вынесенные "приговоры", хотя в УЕФА предпочитают называть их не наказаниями, а соглашениями по совместному выправлению недостатков, смягчение финансового fair play не распространяется.

Между тем оттепель в УЕФА находится как раз в области этих соглашений. Теперь клуб, нацелившийся на еврокубковую путевку, может добровольно заранее, а именно до 31 декабря, обратиться в УЕФА с просьбой о заключении "соглашения об упорядочении дел". В этом случае Инстанция по финансовому контролю клубов (ИФКК) проведет проверку. Если опасения клуба насчет "перебора" подтвердятся, у него будет четыре, а не три сезона на выправление ситуации. Эта мера призвана дать время новым бизнес-проектам для становления.

- Мы слышим: "Зачем вкладывать капиталы, если это запрещено?" Новые правила будут, несомненно, побуждать инвестировать в европейский футбол, - заявил после заседания исполкома генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино. - Мы хотим, чтобы клубы сохраняли игроков и приобретали новых и благодаря этому добивались результатов и прибыли, чтобы больше клубов боролось за высокие места.

Таким образом, если бы положение о добровольной "сдаче" действовало осенью 2013 года, "Краснодар", возможно, мог бы представить развернутый бизнес-план и, если бы убедил УЕФА в собственной финансовой перспективности (как-никак в этом году должен быть сдан в строй стадион), сейчас пополнял бы состав не только бесплатными футболистами. Впрочем, и у "Краснодара", и у прочих российских клубов имеется очень уязвимая пята, в которую уже прицелился УЕФА. Как постановил исполком, отныне спонсор, покрывший более 30 процентов клубных доходов, будет проверяться на наличие связей с владельцем.

Здесь мы лучше помолчим или обратим свой взор на других. Например, на "ПСЖ", который получает 200 миллионов евро в год от Управления туризма Катара. В прошлом сезоне УЕФА засчитал лишь половину этой суммы, что повлекло за собой санкции с его стороны и ответное возмущение. Этим летом парижский клуб вправе потратить "только" 60 миллионов евро (минус 12 миллионов за приобретенного годом ранее Орье). Стомиллионный Погба ему, таким образом, как бы и не по карману, хотя деньги есть. Отдает знакомой нашему старшему поколению системой распределения товаров и благ.

Впрочем, случаи "ПСЖ" и "Манчестер Сити" нетипичны. Главная задача финансового fair play - недопущение массовых банкротств из-за существования не по средствам. О борьбе на этой стезе Мишель Платини гордо отчитался: "С тех пор, как мы запустили процесс в 2011 году, ежегодные суммарные потери клубов сократились с 1,7 миллиарда евро до 400 - 500 миллионов".

Противники финансового fair play надеялись, что хотя бы приостановится введение в действие со следующего сезона второй фазы этой кампании. На этом этапе клубам-участникам еврокубков разрешается годовой дефицит максимум в 30 миллионов евро, а не 45 миллионов, как было до сих пор.

На днях суд первой инстанции Брюсселя рассматривал иск к УЕФА группы футбольных агентов, а также ассоциаций болельщиков "ПСЖ" и "Манчестер Сити", которые настаивают на том, что начинание Платини грубо нарушает принцип свободной конкуренции. "Дело Стриани", как назвали ведущееся разбирательство по фамилии бельгийского агента, передано в Суд Европейского Союза. Адвокаты футбольных агентов, в том числе Жан-Луи Дюпон, стоявший у истоков "дела Босмана", потирали руки.

Рано радовались. УЕФА подал апелляцию, и пока она будет рассматриваться, ничто не мешает ему следовать избранным курсом.