Газета Спорт-Экспресс № 158 (6809) от 22 июля 2015 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июля 2015 | Футбол

ФУТБОЛ

По решению исполкома ФИФА преемника Зеппа Блаттера изберут в феврале 2016-го. Велика вероятность, что кабинет в Цюрихе займет нынешний глава УЕФА.

ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА ДЛЯ ПЛАТИНИ

Ничто, похоже, не может помешать Мишелю Платини после европейского трона взойти на всемирный футбольный престол. Разве что он сам этого не пожелает.

Дата новых выборов президента ФИФА определена - 26 февраля. Наверное, это немного тешит самолюбие Зеппа Блаттера, который и хотел, чтобы они состоялись в феврале - марте, а не декабре. Правда, трудно понять, что за этим стоит, кроме старческого желания немного продлить удовольствие пребывания у власти.

Главное - 79-летний швейцарец четко и ясно сказал, что снова выставлять свою кандидатуру не будет. Это было бы как минимум неконструктивно. Его прежнее высказывание: “Я не подал в отставку, а скорее передал президентский мандат на откуп внеочередному съезду”, - не более чем словесная эквилибристика. Президент просто противится признанию капитуляции.

На пресс-конференции в понедельник Блаттер пожелал успехов на выборах “всем кандидатам, включая Платини”, хотя француз пока официально свою кандидатуру не выставил. Согласно данным французских СМИ, он взял время на раздумье. При этом называется срок от десяти дней до двух недель.

- Платини серьезно размышляет. Он примет решение и объявит о нем через две недели, - цитирует AFP близкий президенту УЕФА источник. - Его очень тронуло, что четыре из шести континентальных конфедераций выразили ему свою поддержку.

Если решение будет отрицательным, Платини объявит, какую кандидатуру он поддерживает.

Собственно, выбирать-то пока и не из кого. Официально в борьбу за пост президента ФИФА вступил только Зико. Но месяц назад у него еще не было необходимых писем поддержки от пяти национальных федераций. Кроме того, претендент на должность президента ФИФА должен проработать не менее двух из последних пяти лет в системе управления футболом на национальном или международном уровне. Непонятно, как бывший тренер ЦСКА, каким бы уважением он как выдающийся в прошлом игрок ни пользовался, собирается соответствовать этому критерию. Чиновником он был давно (с марта 1990 по апрель 1991 года занимал даже пост министра спорта Бразилии), а в последнее время просто тренирует то в Ираке, то в Катаре, то в Индии.

Иорданский принц Али бен Аль-Хусейн, проигравший Блаттеру на выборах 29 мая, выразив “готовность” вступить в борьбу, занял выжидательную позицию. Мало кому известный президент либерийской федерации Муса Билити после решительного заявления о своих притязаниях тоже притормозил. Все, похоже, ждут, что скажет Платини, с которым соперничать, очевидно, бесперспективно.

Француза поддержали Азиатская и Южноамериканская конфедерации, КОНКАКАФ (Северная и Центральная Америка) и, естественно, УЕФА. В общей сложности это 144 голоса из 209. Таким образом, необходимые для победы в первом туре две трети как бы уже имеются, хотя позиция конфедерации в целом не означает, что все члены без исключения ее разделят. Не высказались Океания (11 голосов) и Африка (54), твердо поддержавшая в мае Блаттера. Вместе с тем можно не сомневаться в том, что как минимум какие-нибудь франкоязычные страны Черного континента будут за француза.

Напомним, что Блаттер выиграл первый тур выборов у принца Али со счетом 133:73 (при трех недействительных бюллетенях). До двух третей ему не хватило семи голосов. Тем не менее, осознавая бесполезность продолжения борьбы, иорданец признал поражение.

У Платини, таким образом, не видно соперников. Требуется только его собственное согласие. Встать во главе мирового футбола заманчиво, но что-то француза все-таки останавливает перед прыжком в омут головой, если он, конечно, не выдерживает красивую актерскую паузу.

Наверняка досадно расставаться с главенством в УЕФА, где проводятся самые интересные турниры, одна за другой осуществляются реформы и расцвела под знаменем безубыточности финансовая “инквизиция”. Кому-то нововведения Платини совсем не по душе, но сам он ими вполне гордится. А тут еще предстоит Euro во Франции.

В принципе влечение к перестройке не помешает и в ФИФА, но там придется не столько новые схемы для турниров изобретать (с чемпионатами мира, в том числе клубными, особенно не развернешься), сколько искоренять коррупцию и постоянно докладывать об успехах на этой стезе. Такое не всякому по вкусу. Платини, который на футбольном поле был художником, собиравшим почести, наверное, не слишком расположен разбирать бесконечные скандалы и обвинения, нести ответственность не только за европейцев, но и за представителей бедных регионов, более подверженных мздоимству.

К тому же ему не преминут не раз напомнить, что он сам поддержал кандидатуру Катара на проведение ЧМ-2022, хотя впоследствии заявлял, что в летнюю жару в этой стране играть невозможно. Турнир планируется провести в итоге в конце года, что чревато жуткой ломкой всех календарей - и национальных, и международного.

В последнем номере немецкого воскресного издания WeltamSonntag опубликовано интервью Блаттера, который в очередной раз прямо сказал, что перед выборами страны-хозяйки ЧМ-2022 президенты Франции Николя Саркози и Германии Кристиан Вульф, руководствуясь геополитическими и экономическими соображениями, оказывали давление на представителей своих стран в ФИФА. “Вот поэтому мы и имеем мировое первенство в Катаре”, - заключил все еще действующий президент Международной федерации футбола, хотя, понятно, дело не только в двух голосах.

Платини, не скрывающий, что отдал бюллетень за страну в районе Персидского залива, уверяет, что принял самостоятельное решение. Однако в ближайшие семь лет его все равно еще не раз лягнут в связи с причастностью к сомнительной затее.

А пока у него две недели на размышление.

Александр ПРОСВЕТОВ