ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 11-й этап. ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ
Гонка в Спа станет 900-й для старейшей и самой успешной команды в пелетоне “Формулы-1”. “СЭ” рассказывает о легендарной итальянской конюшне в цифрах.
ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ: 900 МГНОВЕНИЙ “ФЕРРАРИ”
1929-й считается годом основания спортивного общества ScuderiaFerrari. Имя его основателя - Энцо Феррари. Бывший тест-пилот “Альфа Ромео”, доросший до директора спортивного подразделения компании, Феррари основал общество, названное собственным именем, для создания успешной гоночной команды и организации заездов. Производством спорткаров для дорог общего пользования изначально он заниматься не собирался, выпуск “дорожных” машин был начат только через 18 лет.
21 мая 1950 года состоялась первая гонка “Формулы-1”, в которой участвовала “Феррари”. Команда выставила на старт “Гран-при Монако” сразу три машины, и в первой же гонке одному из ее пилотов - Альберто Аскари - удалось занять призовое место. Он приехал к финишу вторым, его напарник француз Раймон Соммер стал четвертым. Третий гонщик “Феррари” итальянец Луиджи Виллорези сошел по ходу дистанции. В том сезоне второе место для “Феррари” так и осталось главным успехом. Зато участие в том чемпионате позволило “Феррари” стать старейшей командой в чемпионате - ни один другой участник сезона-1950 в “Формуле-1” больше не выступает.
16 раз команда “Феррари” выигрывала Кубок конструкторов. Первая победа датируется 1961 годом, на данный момент последняя - 2008-м. Больше итальянской “конюшни” Кубок конструкторов не выиграла ни одна другая команда. Второе место занимает “Уильямс” с девятью победами, третье - “Макларен” с восемью.
15 гоночных чемпионских титулов “Феррари” принесли 9 гонщиков. Больше всего побед в чемпионате - 5, выступая за итальянскую команду, одержал семикратный чемпион мира из Германии Михаэль Шумахер (2000 - 2004). Две победы у трехкратного чемпиона мира из Австрии Ники Лауды (1975, 1977). По одному титулы для “Феррари” завоевали аргентинец Хуан Мануэль Фанхио (1956), британцы Майк Хоторн и Джон Сёртис (1964), американец Фил Хилл (1961), южноафриканец Джоди Шектер (1979) и финн Кими Райкконен (2007).
В истории команды был всего один итальянец, которому удалось стать чемпионом мира за рулем машины “Феррари”. Его имя - Альберто Аскари, он выиграл турниры 1952 и 1953 годов. Собственно, именно Аскари - на данный момент последний итальянский гонщик, которому удалось победить в общем зачете “Формулы-1”. До него этот титул, в 1950-м, выигрывал еще Джузеппе Фарина.
Первую победу команда одержала на “Гран-при Великобритании” в 1951 году. Машиной, которая пришла к финишу быстрее всех, тогда управлял аргентинец Хосе Фройлан Гонсалес по прозвищу Пампасский Бык. Шестьдесят лет спустя, 10 июля 2011 года, руководство “Феррари” пригласило своего бывшего пилота для празднования памятной даты в рамках проведения “Гран-при Великобритании”. Действующий гонщик “Скудерии” Фернандо Алонсо прокатил 88-летнего аргентинского коллегу по “Сильверстоуну”, а спустя несколько часов он смог, как и Гонсалес 60 лет назад, выиграть гонку.
223 гонки “Формулы-1” смогли выиграть гонщики команды “Феррари”. 207 побед они одержали в квалификации.
24 итальянских гонщика выходили на старт гонок за рулем болидов “Феррари”. Но почти никто, кроме Аскари, не смог добиться значительных успехов. Самые сильные результаты показывал Микеле Альборето - в 1985-м он стал вице-чемпионом соревнований.
Представители 17 стран представляли “Феррари” в качестве боевых пилотов “конюшни”. За итальянскую команду кроме итальянцев выступали гонщики из Франции, Аргентины, Великобритании, США, Бельгии, Испании, Германии, Мексики, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, Канады, ЮАР, Швеции, Бразилии, Финляндии.
11 сезонов провел, выступая за “Феррари”, Михаэль Шумахер. Он стал вторым в истории “Скудерии” немецким гонщиком и пришел в команду уже в статусе двукратного чемпиона мира. К тому моменту гонщики “Феррари” не могли выиграть личный зачет чемпионата уже 17 лет подряд. Через четыре сезона Шумахер исправил неудачную статистику.
72 победы - именно столько раз немецкий гонщик финишировал первым, выступая за рулем болида “Феррари”. Дольше Шумахера за итальянскую “конюшню” не выступал ни один другой пилот.
Александра ВЛАДИМИРОВА