ФУТБОЛ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 8-й тур. 12 сентября. ЦСКА - “ЗЕНИТ”
БАБЬЕ ЛЕТО ДЛЯ ВИЛЛАШ-БОАША
Центральный матч 8-го тура поместит в центр внимания двух главных тренеров. Леонид Слуцкий развоплотится из тренера сборной в клубного и сменит костюм с двуглавым орлом на спортивный мундир с армейской красной звездой, а вот дисквалифицированного на шесть матчей Андре Виллаш-Боаша на стадионе еще придется поискать.
НЕ КАК С ГУСА ВОДА
Андре Виллаш-Боаш, постоянным недовольством вызывавший на себя критический огонь, как Жозе Моуринью, резко сменил модель поведения и стал Гусом Хиддинком. Но не из счастливого 2007-го, а из печального 2013-го. Именно голландец стал два года назад последним тренером премьер-лиги, получившим шестиматчевую дисквалификацию. Причем за тот же самый проступок, который стал причиной наказания португальца, - толчок резервного арбитра. Но Гус, отпихнувший Романа Чернова на последних минутах матча с “Динамо”, на следующий день написал заявление и покинул “Анжи”. А Виллаш-Боаш продолжает трудиться. Проводит тренировки для тех, кого в этот раз не позвали в сборные.
С основой “Зенита” теперь по решению португальца постоянно работают трое из фарм-клуба: Ткачук, Васильев и Карпов. В начале года Андре не обращал внимания на футболистов из команды Владислава Радимова, и новичку Ткачуку, который с переходом в “Зенит” из “Крыльев” сменил, как оказалось, ФНЛ на ФНЛ, пришлось выдержать дополнительное тестирование на профпригодность. Денис забил пять мячей, возглавил гонку бомбардиров первенства, но для того, чтобы в него поверил Виллаш-Боаш, этого было еще недостаточно. Помогли козни лимита. Андре, поняв, что канал поставок импортных “сливок” перекрыт, вынужден будет повышать местные надои. В отличие от Гуса, два года назад не пожелавшего остаться в “Анжи”, который внезапно сменил курс. То есть если Виллаш-Боаш и добивается увольнения, в его случае не выйдет просто пожать руки и разойтись добрыми друзьями. Не тот масштаб фигур, да и ситуации разные: не планируют в “Зените” резко сворачивать проект накануне Лиги чемпионов и после закрытия трансферного окна. Это касается и трудовых отношений клуба со своим португальским тренером.
ТРЕНЕР В УДАЛЕННОМ ДОСТУПЕ
По иронии судьбы встреча именно с “Анжи” 23 октября станет последним матчем, который Виллаш-Боашу придется пропустить. Месяцем раньше, 23 сентября, он также сможет появиться на тренерской скамейке в Твери, где “Зениту” предстоит сыграть на Кубок России. На эту встречу, как, естественно, и на еврокубки, дисквалификация не распространяется. На срок отстранения тренера выпадают три матча “Зенита” в Лиге чемпионов, включая два домашних - с “Гентом” и “Лионом”. В чемпионате России португалец вернется на мостик к 14-му туру, когда на “Петровский” явится “Мордовия”.
Ближайшие полтора месяца Виллаш-Боаш сможет остыть. Его уделом станет тихий творческий труд в Удельном парке, на клубной базе. Португалец получает шанс доказать, что он не просто менеджер (как его колко аттестуют в последнее время), который игроков продает, покупает и на поле расставляет, но все-таки еще и тренер. А тренеру нужны свои “библиотечные дни” и небольшие творческие отпуска. Время можно потратить с пользой. Увидеть новых футболистов, пересмотреть план тренировок. Поберечь нервы от провоцирующих раздражение пресс-конференций. Бабье лето, бархатный сезон, работа в радость под воображаемый умиротворяющий саундтрек из Джо Дассена или Александра Розенбаума. А поддержать необходимый соревновательный и “дирижерский” тонус португальцу помогут матчи Лиги чемпионов. В трансляциях Виллаш-Боаша увидит и вспомнит Европа. Лицо должно быть независимым и открытым, походка и жесты - аккуратны и легки.
СЕМАК БЕЗ СПЕШКИ
Уже в ходе дисквалификации, таким образом, можно будет понять, становится ли португалец на путь исправления. Возможности показываться на публике и выступать за ним сохраняются, и по его тону будет видно, на что он в действительности настроен.
Пока же второй тренер Сергей Семак может не волноваться. Переключаться на полноценное исполнение обязанностей главного, как весной прошлого года после отставки Спаллетти, пока не приходится. Семак вернется в клуб из национальной команды, где он в числе прочего приглядывал за питерскими сборниками, чтобы работать почти как раньше. Единственным отличием станет необходимость терпеть пристальный взгляд телеобъектива во время матчей и парировать вопросы журналистов после них.
Ничего страшного, опыта Сергею Богдановичу не занимать. Прошлой весной он сразу попросил у репортеров прощения, что не сможет радовать их готовыми цитатами для броских заголовков, как это умел делать итальянский тренер. Но работать Семак умеет. Тогда он тоже дебютировал на мостике в игре против ЦСКА Слуцкого, за поражением в которой последовала гостевая победа над дортмундской “Боруссией”. Есть что вспомнить, а теперь у Семака еще больше опыта. Подкрепленного к тому же необходимой тренерской лицензией.
ЛИГА ПРИДЕТ - ПОРЯДОК НАВЕДЕТ
Удивительно ловить себя на такой мысли, но длительная дисквалификация, если она, конечно, не загонит проблему недовольства Виллаш-Боаша вглубь, сейчас очень даже кстати. Она остановила рост напряжения с разных сторон. В том числе - на трибунах, откуда португалец уже мог слышать неприятные для себя вещи. После игры с “Крыльями” Виллаш-Боаш встретился с фанатами, и стороны договорились о режиме тишины. Третье подряд поражение на “Петровском” там не хочет увидеть никто. Ближайший домашний матч - 20 сентября с “Амкаром”.
Но сначала “Зенит” возьмет старт в Лиге чемпионов. Этот турнир должен стать подлинной отдушиной для Виллаш-Боаша: там все свои, первый соперник - “Валенсия” с тренером-соотечественником Нуну, работавшим в России, с которым Андре сможет по душам поговорить о наболевшем. Наболело же, главным образом, о лимите. А Нуну, по удачному стечению обстоятельств, как раз был в числе тех 11 легионеров, которые вышли в составе “Динамо” против “Москвы” в знаменитом матче 2005 года. У двух португальцев может зайти любопытный разговор о том, что посеяно, и о том, что приходится пожинать. Лига позволит выпустить пар и мало играющим футболистам “Зенита”. Найдется применение Данни и Ломбертсу, главным питерским жертвам лимита, которым пока приходится держаться в стороне от поля и без всяких дисквалификаций.
Роман ТРУШЕЧКИН