ФУТБОЛ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
“СЭ” рассказывает о карьере Вадима Скрипченко, который вчера был утвержден главным тренером “Урала”.
ПО ПЯТАМ ГОНЧАРЕНКО
Как футболист Вадим Скрипченко состоялся в белорусском “Динамо-93”. В 1997 году, за несколько месяцев до того, как клуб был расформирован, полузащитник перешел в БАТЭ, имея в личном деле запись о победе в Кубке Белоруссии и серебряной награде национального чемпионата. Вскоре в Борисове появился Виктор Гончаренко, с которым Скрипченко с тех пор идет по жизни вместе.
На излете тысячелетия БАТЭ впервые вдохнул сладостный запах еврокубков. Знакомство, правда, получилось не слишком приятным. В отборочном раунде Кубка УЕФА-1999/2000 вице-чемпион Белоруссии уступил московскому “Локомотиву” с общим счетом 1:12.
В том году БАТЭ завоевал первое в истории чемпионство, и Скрипченко, который был капитаном команды, позвали в ЦСКА. При Олеге Долматове белорус был игроком ротации, что в принципе неудивительно, - его прямым конкурентом являлся Дмитрий Хомуха. Самым ярким событием недолгого московского отрезка карьеры Скрипченко стала встреча с “Зенитом”, когда он заменил Хомуху и на пару с другим игроком, вышедшим на замену, - Бычковым, по сути, превратил 0:1 в 4:1. Однако в скором времени на тренерский пост армейцев заступил Павел Садырин, полузащитник перестал проходить в состав и счел за лучшее вернуться на родину.
Завершив игровую карьеру, Скрипченко перешел на тренерскую работу в БАТЭ. Там же трудился и Гончаренко, который в ноябре 2007-го был назначен главным тренером. “Постепенно, общаясь друг с другом, вырабатывали план действий: как строить команду, на что ориентировать. С каждым днем волнение уходило, а с началом предсезонки пропало вовсе”, - вспоминал Скрипченко. Основной его обязанностью было доскональное изучение соперника, выявление его сильных и слабых сторон.
Председатель правления клуба Анатолий Капский поставил перед тренерами задачу попасть в тройку призеров. Но Гончаренко со Скрипченко превзошли самые смелые ожидания. Удалось не только выиграть чемпионат, но и пробиться в основной турнир Лиги чемпионов. Прежде белорусские команды на эту высоту никогда не забирались. Если с соперниками по отборочным раундам борисовчанам повезло, то в группе им досталась устрашающая компания: “Реал”, “Ювентус” и “Зенит”. БАТЭ сумел ни разу не уступить итальянскому суперклубу и сыграл вничью с “Зенитом” в Петербурге.
Когда четыре года спустя БАТЭ сенсационно обыграл “Баварию” (3:1), Скрипченко в команде уже не было. Он пробовал свои силы в роли главного тренера в “Минске”. В 2013-м Гончаренко перебрался в Россию, возглавив “Кубань”, и пригласил старого знакомого в свой штаб. По сообщениям белорусских СМИ, Скрипченко некоторое время не удавалось согласовать с работодателем условия прекращения контракта, но в итоге он все же переехал в Краснодар.
“Было крайне интересно узнать, что собой представляет российская премьер-лига. Это основная причина, почему я решил поехать в “Кубань”. Честно скажу, довелось совсем по-другому посмотреть на футбол. За время моей отлучки в “Минск”, если брать сугубо управление командой, то Виктор Михайлович остался собой. Остался таким же, каким я помнил его со времен БАТЭ”, - рассказывал Скрипченко.
Распространяться об увольнении из краснодарского клуба белорус, естественно, не имеет ни малейшего желания.
Находясь на протяжении нескольких месяцев в вынужденном отпуске, он намеревался поработать в качестве главного, но обязательно в команде, “у которой есть стратегия развития и экономическая стабильность”. Не исключал Скрипченко и возможность продолжения сотрудничества с Гончаренко. В конце концов тренерский дуэт оказался в “Урале”.
Недавний демарш Гончаренко носит сугубо индивидуальный характер, и решение Скрипченко остаться в клубе представляется совершенно логичным. Другого шанса возглавить крепкую российскую команду может и не представиться. Пока Скрипченко справляется очень недурно.
- Договорились со Скрипченко очень быстро, - рассказал “СЭ” президент “Урала” Григорий Иванов. - Человек хочет работать. Времени оставалось мало, нам надо было как можно быстрее определиться с главным тренером. Все прошло быстро, обыденно. Его контракт действует до 31 мая 2017 года. На такой же срок у него было рассчитано соглашение как помощника главного тренера. Сейчас мы просто поменяли должности в договоре. Теперь он главный.
- Нет опасений, что Скрипченко уйдет раньше положенного срока?
- Я ему так и сказал: “Вадим, пожалуйста, работай долго!” Я устал от того, что у меня тренеры меняются. А потом меня же обвиняют, что я всех выгоняю! Меня устраивал Гончаренко. Дай бог, чтобы у Скрипченко все получилось!
Дмитрий МУХИН