ФУТБОЛ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 10-й тур
“СПАРТАК” - “ЗЕНИТ” - 2:2
“Спартак” сумел нейтрализовать “Зенит” как команду, хотя упустил две обособленные фигуры - Халка и Дзюбу, которым позволил забить. Собственная системная задача красно-белых - как сочетать Попова и Широкова - все еще не решена.
ДВЕ ГОЛОВЫ “СПАРТАКА”
Роман ТРУШЕЧКИН
СТЕНОБИТНЫЙ ХАЛК
План сыграть против “Зенита” в три центральных защитника главный тренер “Спартака” Дмитрий Аленичев наметил заранее, но пытался его замаскировать. Журналистам говорил, что посмотрит, кто у него перед матчем будет жив-здоров. Хотя доля истины тут есть. Чтобы выставить трех центральных защитников теперь, когда Гранат травмирован, Аленичев должен был пойти на риск. Ведь резерва у него не оставалось совсем. Поэтому на подстраховку в четверг, после матча с “Волгой” в Кубке, в Тарасовку скромно, на электричке, подъехал защитник “Спартака-2” Кутепов.
Но выйти на поле предстояло Макееву. Его расположение в тройке - справа - предполагало частые встречи на поле с Халком. Хотя говорить о персональной опеке в ее чистом и старомодном виде, конечно, не приходится. Скорее всего, тренерский штаб “Спартака” просто исходил из нужды насытить защиту количественно. Макеев мог справляться с бразильцем сколько угодно часто, но не уследил за ним в самом главном эпизоде, когда не угадал того, что левша Халк станет разворачиваться с мячом к воротам через правое плечо.
Пушечный удар бразильца со штрафного не позволяет говорить об ошибке Реброва. Такой выстрел пробьет даже безошибочного “отличника”. Это скорее недосмотр вратаря. Он заключается в том, что Ребров не придал значения Хави Гарсия и Данни, которые пристроились к красно-белой “стенке”. Голкипер обязан был почувствовать, что полевые игроки “Зенита” тут что-то затевают. В итоге, когда зенитовцы в момент удара разбежались, мяч просвистел мимо несчастного Макеева прямо в угол.
КРУТОЙ БОККЕТТИ
Во втором тайме Халк много времени провел на правом фланге. Вряд ли это связано с тем, что он хотел уйти от Макеева. Скорее всего, просто искал момент, в котором мог бы резко сместиться в центр и нанести фирменный удар с левой ноги из-за штрафной.
Но тут бразилец столкнулся с Боккетти - пожалуй, лучшим защитником “Спартака” в этом матче. Скажу даже, что итальянец провел один из своих лучших матчей за красно-белых. Его игра соответствовала уровню времен “Рубина”, когда не было особой нужды разбирать: это итальянец так крут или оборона у Курбана Бердыева так четко отстроена.
Боккетти перехватывал мячи и разгадывал замыслы соперника, действуя при этом удивительно чисто. Это фатальное для “Спартака” стечение обстоятельств, что он однажды опоздал к мячу в борьбе с Дзюбой и рассек себе бровь о голову зенитовского форварда. Нападающий забил, пока Боккетти бинтовали голову. Это стало причиной выступления Аленичева в духе Моуринью: мол, врач должен работать быстрее. Похоже, у Евы Карнейро немного шансов на положительное рассмотрение ее резюме в “Спартаке”.
ИВЕЛИН - ВО!
Когда в перерыве заменили Широкова, разыгрался Попов, проведя второй яркий матч подряд. Болгарин был хорош в Нижнем Новгороде, куда Широков не поехал, и после той кубковой игры Аленичев раскрыл публике один из предметов своих размышлений. Он не готов выбирать между Поповым и Широковым, он хочет их сочетать. А реальность противится тренеру и указывает ему на болгарина. Как тут быть? Возможно, Аленичеву стоит вспомнить, как он на поле взаимодействовал со своим нынешним ассистентом Титовым. Возможно, и им приходилось тесниться, но я не припомню, чтобы Олег Романцев терзался выбором: один или другой?
Попов прямо сейчас приносит результат. У него самобытная обводка. Но обязательно будут матчи, когда дриблинг не сработает, зато пойдут передачи за спины защитникам, какие у Широкова проходили, например, в последних матчах сборной. Сопоставим ли болгарин с россиянином в мастерстве их исполнения?
Если “Спартак” выбирает трудный путь совмещения двух хавбеков - ломать голову должен не один Аленичев, а все трое. И главные решения, как играть, думаю, следует принимать Широкову. Возможно, ему стоит сделать шаг назад и найти себе место между Поповым и Глушаковым. Но это еще не все. Для того чтобы потенциал болгарина, да и Широкова как главного пасующего раскрывался полнее, подстраиваться придется и нападающим. Кажется, здесь не предвидится большой сложности, если играет Зе Луиш. Он хорошо чувствует, когда и как следует освобождать зоны для партнеров.
ВСЕ ВЫКЛЮЧЕНО
Аленичев назвал игру с “Зенитом” лучшей в сезоне. Патрон питерцев Алексей Миллер, в свою очередь, говорил о “моральной победе” над красно-белыми. Оба суждения можно свести к одному корню: “Зенит” был фаворитом и не проиграл, но “Спартак” системно нейтрализовал атаку гостей, а пропустил потому, что не хватило сил блокировать двух ярких индивидуальностей - Халка и Дзюбу.
При этом крайне невыразительны были Шатов и Данни, футболисты, входящие в число самых результативных игроков “Зенита”. Мало что смог показать Витсель, а Хави Гарсия во втором тайме Попов просто растерзал.
“Спартак” при этом и сам смог задействовать в атаке на постоянной основе только троих - Промеса, Зе Луиша и Попова. Фланговым игрокам пришлось сосредоточиться на защите - Паршивлюк и Дмитрий Комбаров почти не поддерживали наступления. Зато они не дали зенитовцам забегать себе за спину. В результате Смольников только однажды угрожал воротам Реброва - дальним ударом из центральной зоны.
И НЕМНОГО О ЛОДЫГИНЕ
Мы обращаем внимание на выходы вперед Лодыгина, когда мячи летят в ворота над его головой. Но если здесь и есть вратарская ошибка, то она только в несоответствии игровым фазам. Иногда голкипер должен просто защищать ворота.
Но, похоже, именно такова мировая тенденция. Именно так и станут действовать лучшие из вратарей в будущем. Поэтому не стоит переучивать Лодыгина. Его нужно синхронизировать с игрой команды.
Да, это так же сложно, как сочетать Широкова с Поповым в игре “Спартака”. Всегда проще оставить одного из них. И проще заменить вратаря на более предсказуемого. Но всегда ли проще - значит лучше?