Газета Спорт-Экспресс № 229 (6880) от 13 октября 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 октября 2015 | Футбол

ФУТБОЛ

Вчера у Южной трибуны “Открытие Арены” открыли памятник легендарному советскому и российскому футболисту, ушедшему из жизни год назад, - Федору Федоровичу Черенкову.

КОРОЛЬ, ВЫЛИТЫЙ В БРОНЗЕ

Михаил ГОНЧАРОВ

из Тушина

В таких случаях часто говорят: “До сих пор не верится”.

Но ведь и правда - не верится. Прошел год, а свыкнуться с мыслью, что Черенкова с нами больше нет, по-прежнему невозможно. Чуть только вспомнишь, как тут же душу пронзает нестерпимая боль.

Как же невыносимо хочется, чтобы не сейчас мы устанавливали посмертный памятник светлому человеку и великому футболисту. Чтобы произошло это много-много-много лет спустя. Тридцать, сорок, пятьдесят. Чтобы Черенков по-прежнему был жив, озарял наш мир своей скромной неповторимой улыбкой, добротой и теплотой. Ходил на игры любимого “Спартака”, сборной России. Просто был бы рядом с нами.

Жизнь, к сожалению, не всем подарила возможность увидеть игру Черенкова вживую. Мне, к примеру, в силу возраста оставалось утолять любопытство много лет спустя после окончания его карьеры с помощью бесчисленных видеороликов. Красоту, утонченность, неповторимый стиль его футбола познать так было можно. А вот прочувствовать эмоции, которые ощущали люди, наблюдавшие за этим волшебством в прямом эфире или на стадионе, - едва ли.

Не подарила мне судьба и много встреч с Черенковым. Тем ценнее стали сейчас те немногие, которые все-таки были. Восторженные взгляды в сторону кумира на футбольных матчах, когда он сидел совсем неподалеку. Парочка турниров ветеранов...

Лишь однажды у меня была настоящая возможность сфотографироваться с Федором Федоровичем. 9 сентября 2012 года. Прощальный матч Егора Титова. Выйдя со стадиона в Черкизове чуть раньше остальных, я направился в сторону метро. И тут же увидел огромную толпу, которая с каждой секундой становилась все больше. В ее центре был Черенков. Болельщики обступили его со всех сторон, просили сделать совместное фото, расписаться на блокнотах, листочках, шарфах, паспортах... Он, явно торопившийся куда-то, не отказал никому. Лишь изредка скромно произносил: “Ну ребята, вы же меня раздавите сейчас”.

Толпа постепенно редела, и минут через 20 вокруг не осталось никого. Все это время я восторженно наблюдал за Черенковым чуть издали, всматривался в улыбающееся лицо, находясь словно в полусне. “Сфотографировать тебя с ним?” - вернула на землю подруга. Я безумно хотел. Но тревожить светлого человека лишний раз все же не стал, хотя и знал, что он не откажет. Просто смотрел, как он постепенно отдаляется. Жалею ли сейчас? Вы даже не представляете как...

***

До сих пор перед глазами кошмарное утро субботы 4 октября 2014 года. В тот день, полный энтузиазма, я пришел комментировать матчи юношей “Спартака”. Едва поднявшись в кабинку, услышал от коллег страшную новость. Им за несколько минут до этого сообщил ее Сергей Родионов, в ту пору президент академии красно-белых.

Что было дальше - честно, не помню. Какая-то пустота. Помню лишь, что никак не мог поверить, долго искал подтверждения хотя бы на каком-нибудь спортивном сайте и нигде почему-то ничего не мог найти. Словно в бреду звонил коллегам и просил дрожащим голосом отыскать где-нибудь опровержение. Страна еще ничего не знала.

В тот день в Сокольниках играли “Спартак” и ЦСКА. Шел сильный дождь...

***

Не смогли, не уберегли. Слишком хрупкой оказалась жизнь нашего кумира. И все, что мы теперь можем сделать, - беречь память о нем. Увековечивать, никогда не забывать, делиться воспоминаниями, рассказывать детям и внукам, ходить на кладбище. И, конечно же, возводить памятники. Со своей невероятной скромностью Черенков, наверное, очень бы смутился. Но кто, если не он, достоин этого! Руководителям “Спартака” хочется сказать большое спасибо. Они сделали очень важное дело.

Теперь у Южной трибуны “Открытие Арены” болельщиков будет встречать Черенков. Молодой, статный, кудрявый, вылитый в бронзе. Вокруг него - десяток мячей. Наступив на один из них, смотрит куда-то вдаль. Сильным, уверенным взглядом. Автор монумента Филипп Рукавишников, который также создал и памятник братьям Старостиным, заметил: “Хотел представить Федора именно таким — воином, победителем, идолом. Это все-таки больше литературный рассказ о нашем герое”.

***

Юноши из академии красно-белых, каждого из которых Черенков знал по имени. Прославленные советские и российские ветераны. Руководство “Спартака” в полном составе, его тренерский штаб. Министр спорта Виталий Мутко. Друзья, многочисленные почитатели его таланта. У “Открытие Арены” вчера собралось очень много разных людей. Повсюду мелькали красные и белые гвоздики и розы. Это было очень душевное мероприятие. Но в то же время и невероятно грустное.

- Слово предоставляется Сергею Родионову, - пригласили произнести речь генерального директора красно-белых и близкого друга Федора Федоровича.

Но тот лишь вышел, сорвал покрывало с памятника, продемонстрировав его всем, и молча встал обратно. Сказать что-либо он, наверное, просто не смог. Больно. Как и всем нам.

***

- Федора любили все болельщики, независимо от клубных пристрастий, - заметил Мутко. - Хочется поблагодарить руководство “Спартака” и выразить надежду, что мы всегда будем бережно относиться к людям, которые сделали для страны так много. А детей обязательно вдохновит пример Черенкова, и, хочется верить, когда-нибудь у нас появятся такие же выдающиеся спортсмены.

- Установить памятник для нас было делом чести, - сказал владелец “Спартака” Леонид Федун. - Теперь Южная трибуна носит имя Федора Черенкова, на одной из ее стен появилась мозаика. Я уже говорил - судьба, к сожалению, слишком жестока к российским футбольным гениям. Можно вспомнить Стрельцова, талант которого, на мой взгляд, был не меньшим, чем у Пеле. А Черенков... Болезни помешали ему реализовать свой потенциал хотя бы на 30-40 процентов. Но для всех нас он олицетворял “Спартак”. В каждое движение, пас или удар вкладывал всю свою душу. К сожалению, Федор ушел от нас очень рано. Памятник - это та малость, которую мы сейчас можем сделать. Именно такого, как на монументе, - молодого, веселого, кучерявого - я его и запомнил.

- Вклад Черенкова в стиль игры “Спартака” не поддается никаким оценкам, он бесценен, - сказал ветеран красно-белых, вице-президент РФС Никита Симонян, которому вчера исполнилось 89 лет. - Федор был удивительным. При всех его проблемах со здоровьем он блестяще играл в футбол и был скромнейшим человеком. Приходил к нам в РФС и никогда не входил внутрь, пока не постучит. Я ему говорил: “Федя, ты же можешь открывать дверь ногой!” Святой человек...

- Год уже прошел, как Федора с нами нет, - раздался тихий голос Георгия Ярцева. - Но не проходит ни дня, чтобы мы не вспоминали его теплым словом. Нам его очень не хватает. В памяти народной он останется на века.

***

Сказано теплых слов вчера было очень много. Черенков - человек, о котором можно и хочется говорить бесконечно. Он умер, но он по-прежнему с нами. В наших мыслях и воспоминаниях. Каждый домашний матч “Спартака” начинается с видеоролика, на котором Федор Федорович задумчиво сидит на тренерской скамейке. А теперь его память увековечена в доме красно-белых навсегда. В виде памятника, мозаики и целой трибуны.

Вечером на “Открытие Арене” играла сборная России. И, конечно же, уступить она просто не могла. Хотя бы потому, что это был такой светлый день.

День памяти Федора Черенкова.