Газета Спорт-Экспресс № 257 (6908) от 16 ноября 2015 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 ноября 2015 | Хроника

ДОПИНГ

КОРОЛЕВА В ИЗГНАНИИ

Окончание. Начало - стр. 1

СЛОВО НОРВЕЖЦУ

Временное отстранение России будет действовать до следующего заседания совета ИААФ, которое состоится 26 ноября в Монако. На практике все эти санкции означают, что:

- российским легкоатлетам запрещено участвовать во всех международных соревнованиях под эгидой ИААФ, и мы наверняка пропустим мартовский чемпионат мира в американском Портленде и, вероятно, Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро;

- Россия лишена права провести в 2016 году юниорский чемпионат мира в Казани и Кубок мира по спортивной ходьбе в Чебоксарах;

- решения по серьезным допинговым делам теперь вместо ВФЛА будет принимать сразу Спортивный арбитражный суд в Лозанне.

Комиссию, от решения которой и будут зависеть сроки отстранения, возглавил норвежский эксперт по антидопингу Руне Андерсен. Хотя что еще можно расследовать в российской легкой атлетике после исчерпывающего доклада комиссии ВАДА - большой вопрос. Но от того, насколько нам удастся найти подход к этим людям, и будет зависеть, поедут ли российские легкоатлеты в Рио.

ЧТО БЫЛО БЫ, БУДЬ БУБКА НА МЕСТЕ КОЭ?

ИААФ подписала российской легкой атлетике приговор с убийственным счетом 22:1. Единственным человеком, кто поддержал Россию, вероятно, оказался представитель Украины и вице-президент ИААФ Сергей Бубка. Тот самый Бубка, которому всего пару месяцев назад мы не помогли на выборах президента ИААФ. Олимпийский чемпион в прыжках с шестом не только не стал мстить, а публично высказался в поддержку российских спортсменов и пошел против всех своих коллег по совету ИААФ. Что было бы, возглавляй сейчас международную федерацию Бубка, а не британец Себастьян Коэ?

Главный вопрос сейчас - есть ли у нас шансы вернуться в лоно ИААФ до старта Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Глава комиссии ВАДА Ричард Паунд в интервью “СЭ” заявил, что, если меры по устранению нарушений будут приняты немедленно, это вполне возможно. ИААФ в официальном пресс-релизе пишет так: “Чтобы восстановить членство, новая федерация должна соответствовать ряду критериев”.

Обращает не себя внимание слово “новая”. Если действительно потребуется создавать и регистрировать совершенно новую структуру, это, во-первых, небыстро, а во-вторых, непонятно, кто в нее войдет. Чиновники ИААФ сильно ошибаются, если думают, что в России много людей, профессионально разбирающихся в легкой атлетике. Впрочем, судя по тому, что в воскресенье экстренно созванный президиум ВФЛА назначил дату внеочередной отчетно-выборной конференции на 16 января, новое руководство все же будет избрано. В числе кандидатов на пост президента пока называются член совета ИААФ Михаил Бутов и двукратная олимпийская чемпионка Светлана Мастеркова.

НАМ НУЖНА НЕ ТОЛЬКО ОЛИМПИАДА

В тексте решения о временном отстранении особо подчеркивается, что выступать на внутренних соревнованиях российским легкоатлетам никто не запрещает. Видимо, члены совета посчитали, что это очень великодушно, но только не в наших реалиях. Помимо чемпионата страны в России проходил только один крупный летний турнир, входящий в World Athletics Series, - Мемориал братьев Знаменских в подмосковном Жуковском. Теперь соревнования этот статус потеряют, и, следовательно, сильнейшие зарубежные атлеты туда не приедут.

Все лидеры нынешней сборной России, о которых говорят как о “невинных жертвах”, выступают в тех видах, где необходима соревновательная практика. Это не марафонцы, которые спокойно могут выезжать на старты раз в полгода. Даже если нас в последний момент допустят до Олимпийских игр, без практики выступлений в соревнованиях серии “Бриллиантовая лига”, которая стартует уже в мае, наши звезды к концу лета из мировых лидеров превратятся в середняков.

Прыгуньи в высоту Анна Чичерова и Мария Кучина, барьерист Сергей Шубенков, прыгунья с шестом Елена Исинбаева - все эти люди в России равных соперников не имеют. Предположим, нам удастся каким-то чудом организовать для них летом серию внутренних стартов, но набрать на них приличный состав участников нереально. А без опыта очной борьбы с сильнейшими в мире говорить об олимпийских медалях было бы наивным.

За скобками пока остается и вопрос о выполнении олимпийских нормативов. Необходимый результат, чтобы выступить в Рио, надо показать на соревнованиях под эгидой ИААФ в период с 1 мая 2015 года по 11 июля 2016-го. Нетрудно подсчитать, что у ряда наших звезд, включая Исинбаеву, пропускавших прошлый сезон, норматива пока нет и, если ИААФ им не даст возможность выступать уже с начала лета, не будет.

САМЫЕ ЖЕСТКИЕ САНКЦИИ

Развитие самой скандальной ситуации в истории легкой атлетики не заставило себя ждать. Вторая часть отчета ВАДА, касающаяся коррупции в самой ИААФ, еще не опубликована. Но судя по тому, что на ее основании уже находится под следствием группа высокопоставленных чиновников во главе с экс-президентом ИААФ Ламином Диаком, факты в этой части содержатся еще более ошеломительные, чем в первой. И тогда возникает вопрос: если ВФЛА решением совета в ее нынешнем виде фактически поставили “вне закона”, то какие санкции тогда применимы к самой ИААФ? Вариант только один: приостановить членство в Международном олимпийском комитете (МОК), что повлечет недопуск в Рио вообще всех легкоатлетов мира.

Легкая атлетика неизменно присутствовала в программе современных Олимпиад с самого их старта в 1896 году. Отсутствие в Рио легкоатлетов повлечет гигантские убытки как в плане продажи телеправ (доля легкой атлетики составляет до половины суммарных доходов от Игр), так и в эксплуатации объектов и стадионов. Реконструкция под Игры 60-тысячного стадиона Жоао Авеланжа, где планируется провести легкоатлетический турнир, обошлась в более чем 50 миллионов долларов.

При всех очевидных “минусах” у идеи об отстранении ИААФ и полном переформатировании этой организации есть и “плюсы”. Мировая легкая атлетика переживает самые тяжелые времена в своей истории. После того как полностью вскроется коррупционная составляющая скандала, вероятен полный пересмотр результатов всех последних соревнований. В этом хаосе уже сложно будет определить, кто “чист”, а кто “грязен”, кто платил, а кто вымогал деньги... И уж наверняка преступные схемы распространялись далеко не только на российских легкоатлетов.

- Не будем обманывать себя, это не единичный случай в отдельной стране, - признал Себастиан Коэ в интервью британской газете The Telegraph. - Но шокирующие выводы доклада независимой комиссии не оставили моим коллегам выбора. Это самые жесткие санкции, которые мы могли применить.

Вполне вероятно, у Коэ действительно нет выбора. Он сам последние восемь лет занимал в ИААФ пост вице-президента, и, как подметили британские коллеги, в преступных организациях люди со стороны топ-менеджерами просто так не становятся. Коэ либо не знал о том, что творится за его спиной и, следовательно, был непрофессионален, либо знал и молчал. Именно в этом председатель комиссии ВАДА Ричард Паунд видит вину нашего министра спорта Виталия Мутко.

Но искать правых и виноватых сейчас - последнее дело. Когда тонет корабль, важно не почему он тонет, а как спастись.

Наталья МАРЬЯНЧИК